Незначительная мутация вируса птичьего гриппа может вызвать возникновение новой тяжелой пандемии с высокой патогенностью для человека, действующие средства лечения гриппа недостаточны для борьбы с ней. Такое мнение выразил ТАСС вирусолог, главный научный сотрудник НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи Анатолий Альтштейн.
Ранее американский научно-исследовательский институт Скриппса опубликовал статью в журнале Science об исследовании, в рамках которого ученые осуществили генетический и структурный анализы мутаций, которые необходимы для того, чтобы вирус птичьего гриппа H5N1 изменил свою специфичность с птиц на людей. Специалисты пришли к выводу, что для изменения специфичности достаточно одной мутации глутаминовой кислоты в лейцин в остатке 226 вирусного гемагглютинина.
«Вирус гриппа птиц - это очень подозрительная группа вирусов, которая может грозить нам тяжелой пандемией. Мы знаем, что там небольшие, относительно незначительные мутации, буквально одна мутация может вызвать вариант, который может оказаться очень патогенным для человека. То, что патогенность у этого вируса высока, это мы знаем уже и сейчас, потому что случаи заражения людей от птиц были, и они дают очень высокую летальность», — рассказал Альтштейн.
Ученый отметил, что вирус очень плохо распространяется от человека к человеку, поэтому до сих пор у вируса не было возможности распространиться и дать сильную эпидемию.
По его словам, существующие специфические средства лечения гриппа недостаточны для борьбы с гриппом, вызываемым вариантами вируса птичьего гриппа.
«И если это будет тяжелый [птичий грипп], хороших, надежных лекарств, которые защищают от гриппа, у нас практически нет. <...> Вакцину можно создать, но создание вакцины всегда занимает какое-то время. Вообще вакцины против H5N1, такие пробные вакцины, они, конечно, есть, созданы и при необходимости их могут масштабировать, выпустить в большом количестве, но это все занимает время, конечно», — пояснил Альтштейн.