Вакцина от рака: как новая российская разработка может помочь онкопациентам?

Реализация российской вакцины против рака обещает стать значительным прорывом. Противоопухолевый препарат был разработан специалистами Федерального медико-биологического агентства и прошел трехлетний цикл исследований. Применять новинку при лечении онкозаболеваний обещают уже с 2025 года. О принципах работы отечественной разработки и ее перспективах в медицине в интервью MIR24.TV рассказали эксперты в области онкологии.

Как работает вакцина?

В эпоху персонализированной и высокотехнологичной медицины важно идти в ногу со временем и искать новые подходы в лечении опухолевых заболеваний. Об этом говорит младший научный сотрудник Института кластерной онкологии имени профессора Л.Л. Лёвшина при Сеченовском университете Марк Габриянчик. По его словам, российские ученые предложили вариант индивидуального лечения онкологии через неоантигены, которые являются продуктом мутированных антигенов опухоли.

«На первом этапе проводят изучение молекулярно-генетического профиля опухоли через секвенирование ДНК и РНК с вычислением гена, ответственного за мутацию в опухолевой клетке, а затем уже идет работа над созданием пептидной неоантигенной последовательности для переформирования и обучения иммунной системы, в особенности цитотоксических Т-лимфоцитов, на уничтожение тех клеток, в которых есть данная генетическая поломка.

Как отмечает специалист, на текущий момент доклинические испытания проводились на колоректальном раке, глиобластоме и злокачественных меланомах. В будущем ученые также планируют использовать вакцину против всех солидных опухолей, кроме опухолей крови (лейкоз).

Тем временем врач-токсиколог, к.м.н. Михаил Кутушов считает, что оптимизм по поводу новой вакцины должен быть сбалансирован обоснованным скептицизмом. Эксперт является автором 96 патентов и более 40 лет своей жизни посвятил исследованиям онкозаболеваний, изучая их патогенез и разрабатывая методы детоксикации после химиотерапии.

«Хотя лабораторные исследования могут демонстрировать эффективность вакцины против роста опухоли, для оценки ее реальной эффективности в клинических условиях необходимы длительные наблюдения и широкомасштабные испытания.

В качестве примера врач приводит результаты опыта с вакциной против рака шейки матки, которая, несмотря на эффективность, не смогла полностью предотвратить заболевание. «Это наглядно иллюстрирует сложность проблемы и необходимость осторожного подхода к интерпретации предварительных результатов, говорит специалист.

Сдерживающие факторы

О необходимости дополнительных научных исследований предупреждает и Марк Габриянчик. Ученый подчеркивает, что речь идет об однозначно прорывной технологии, но при ее применении важно изучать постоянно меняющийся онкогенез, который позволяет опухолям выживать в сложной иммунной среде.

«Помимо проблем с соблюдением строгого контроля за производством вакцины в целях достижения высокой степени безопасности и персонификации, необходимо учитывать существование механизма иммунного уклонения опухолевых клеток, в результате чего неоантигенные вакцины могут не оказывать ожидаемого эффекта уничтожения после выработки специфических Т-клеток.

Потенциал вакцины пока очень сомнительный, чтобы коренным образом изменить ситуацию в онкологии, отмечает в свою очередь Михаил Кутушов. По словам специалиста, вакцины часто направлены против одного конкретного антигена, что ограничивает их применимость для лечения разнообразных форм рака. Более того, настоящий прорыв в борьбе с онкологическими заболеваниями должен быть скорее связан с совершенствованием методов ранней диагностики, где уже достигнуты значительные успехи, считает он.

«Ключевым фактором, сдерживающим широкое применение онковакцин, остается неполное понимание патогенеза онкологических заболеваний. Даже при хорошо изученных этиологических факторах (причинах возникновения рака) механизмы его развития и прогрессирования остаются не полностью раскрытыми. Без глубокого понимания этих механизмов разработка действительно эффективных вакцин представляет собой крайне сложную задачу.

Эксперт также предупреждает, что необходимо провести дополнительные исследования еще и по вопросам доступности вакцины, ее эффективности на различных стадиях заболевания, а также обеспечить строгий контроль качества и определить возрастные ограничения, побочные эффекты и противопоказания.

Перспективы применения

Широкое внедрение вакцины в клиническую практику возможно лишь после проведения дополнительных независимых исследований, подтверждающих ее безопасность и эффективность, еще раз подчеркивает врач Михаил Кутушов.

«Существующие данные требуют дополнительной верификации. Поэтому в отношении этой перспективной, но пока не до конца изученной разработки уместен осторожный оптимизм.

Тем временем ученый Марк Габриянчик позитивно оценивает перспективы новой разработки в отечественной медицине.

«Сейчас неовакцина будет предложена больным в качестве линии последней надежды, когда стандартная схема лечения с применением лучевой и химиотерапии не эффективна, но в будущем ученые планируют внедрять данный персонифицированный подход лечения на более ранних стадиях, чтобы не допустить распространения опухоли и метастазов.