Войти в почту

Корреспондент "РГ" примерила руки робота и испытала эффект "зловещей долины"

Пермские роботы - это мощный туристический бренд. Каждому, кто оказался в этом прекрасном городе, рекомендуется едва ли не первым делом отправиться на фабрику андроидов - это вы прочитаете в любом путеводителе. К рекомендации присоединяюсь - и не потому что большой фанат инженерных достижений. А потому что роботы - это неожиданный эмоциональный взрыв.

Корреспондент "РГ" примерила руки робота и испытала эффект "зловещей долины"
© Российская Газета

Новые эмоции для подуставшего от рутины человека - бесценно. При том что для их получения вовсе не надо лезть на скалу или нырять в Марианскую впадину. Никакого риска, а мороз по коже…

А что же такое происходит с туристами на предприятии "Промобот"? Сначала-то, как говорится, ничего не предвещало. На входе экскурсантам показали милейшего, узнаваемого уже всеми россиянами (продано более тысячи сервисных роботов) белопластикового красавчика с лицом-экраном, на котором не гаснет улыбка. По команде чуть менее улыбчивого гида (человека) модель жестикулировала, танцевала, сам себе (и в себе) включая музыку, а также отвечала на вопросы туристов. И это, замечу, были не просто туристы. А очень активные, плотно облепившие пластиковое тело дети, кричащие и прыгающие от возбуждения. Да и взрослые, в общем-то, вели себя не лучше. "Спросите, где у него кнопка?! Где у него кнопка?!" - требовал один из посетителей (шансов лично прорваться через детский заслон с важным вопросом у него не было). Дети, не смотревшие советский фильм про Электроника, из вежливости спрашивали, промобот, не теряя терпения, отвечал: "В самом надежном месте", любознательный турист радостно хохотал (хотя, как выяснилось позже, он задает этот вопрос боту уже не в первый раз - так что радует его не остроумный ответ, а, очевидно, стабильность).

Ни один живой работник - ну я просто уверена - не выдержал бы такого напора с таким достоинством, но эти нечеловеческие качества, конечно, вызывали только одобрение. Да, что-то таинственное и даже жутковатое было в рассказах гида о событиях, которые раскрутили продажи пермских промоботов по всему миру. Сначала один промобот, которого забыли поставить на тормоз, сбежал из ангара и устроил пробку на дороге в Перми - это было еще в 2016-м. А тремя годами позже другого бота, "работавшего" на международном форуме в Дубае, сбила беспилотная "Тесла" - продажи андроидов в разные страны увеличились на следующий же день после "безлюдной" аварии. Но это были пока лишь намеки…

Оторвав детей от андроида, экскурсантов повели наверх - в сборочные цеха. Там было много интересных, но тоже нестрашных вещей. Например, можно было прикладывать к собственному телу пластиковые детали будущих промоботов, гадая - что же это, то ли предплечье, то ли грудина. Почувствовать себя, так сказать, в шкуре робота - ну хотя бы частично.

Но уже где-то на подходе к так называемой "силиконовой долине" началось: туристы увидели сцену, которую хоть сейчас можно было вставлять в блокбастер. Девушка за компьютером вслух читала текст на английском языке. Рядом с ней "сидел" робот уже из другой серии - Robo-C-2, это так называемый робот-геминоид, внешность которого максимально приближена к человеческой. И ему было, кажется, нехорошо. "Человеческая" голова на блестящей металлической шее то и дело тряслась, руки дергались. Зачарованные туристы уставились на происходящее: "Смотри-смотри, жестикулировать учит его!" Тайны процесса обучения геминоида туристам не раскрыли, но успехов этот робот, похоже, не делал (девушка позже проследовала к выходу с довольно мрачным лицом).

А рядом туристов ждал уже целый склад этих самых антропоморфных роботов. Или, скорее, их частей тела. Тут стало совсем нехорошо уже мне - особенно, когда я безотчетно поймав чей-то взгляд (ну знаете, так бывает), обнаружила, что этот взгляд принадлежит роботу Алексу. Вернее, голове робота Алекса, установленной на столе. Почему-то захотелось перекреститься… Алекс, кстати, - от имени прототипа, который подарил Robo-C собственную внешность. Это Алексей Южаков, председатель совета директоров компании. Роботам с его лицом вставляют глаза разного цвета, наращивают волосы разных цветов и фактур. В блондинистом исполнении Алекс на своего прототипа-брюнета уже почти и не похож. Растущим с каждым модельным вариантом человекоподобием производители гордятся. Гид увлеченно рассказывал, как важно имитировать недостатки кожи, в том числе расширенные поры и сосуды (кожа, кстати, отечественного производства), как трудно, чуть ли не по одному волоску, сооружать роботам прически, чтобы волосы выглядели естественно… Я слушала, трогала кожу и боролась с желанием бежать. Мне было страшно.

В отдельной витрине склада хранятся головы Эйнштейна (куда без него) и Дуняши. Дуняша, кстати, не очень-то естественная, тут тебе никаких пор и прыщей, но это не из-за несовершенной технологии. Просто прототип слишком красивый - робот получил внешность Дианы Габдуллиной, Миссис Пермь-2014. Дуняша продает мороженое в открытом пару лет назад в Перми кафе, которое принадлежит супругу Дианы Рашиду Габдуллину. Захотел человек - и сделал себе механическую копию жены. Кстати, каждый может поступить также и сделать робота-двойника, хоть собственного, хоть второй половины (если она не возражает). Для этого ваш череп оцифруют и потом воссоздадут в металле и коже. Двойника научат поддерживать беседу и демонстрировать эмоции! Эмоций обещают 600 вариантов. Не каждый человек на такое способен. Стоят эти "Вертеры" около трех миллионов рублей. Кстати, пока у них нет ног! Но над этим в компании работают. Эти роботы далеко пойдут, не сомневайтесь.

Пермские геминоиды уже служат не только в кафе, но и в МФЦ нескольких городов, и в других организациях. Создатели говорят, что роботам, похожим на человека, люди очень даже доверяют. Однако, принявшись анализировать собственный страх, испытанный на экскурсии, я обнаружила, что это не мое личное помешательство. Оказывается, еще в 70-х годах прошлого века японский ученый Масахиро Мори описал такое явление, как эффект "зловещей долины". Это, если очень просто, боязнь роботов, похожих на человека. Чем больше роботы похожи на людей, тем ближе мы подходим к грани, за которой начинается "зловещая долина" - отторжение и неприязнь.

В природе явления мне помогла разобраться кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики НГТУ НЭТИ Валерия Капустина. По ее словам, у этого страха три уровня. Первый - это боязнь новых технологий, так называемая технофобия, подпитываемая кинематографом и СМИ. Роботы захватят мир, и так далее, и тому подобное. Результат: мне страшно. Второй уровень - это ощущение неправды. Префронтальная часть коры головного мозга "опознает" очень похожего на человека робота именно как человека. И одновременно фиксирует: что-то не так. Это человек, но одновременно и не человек. Результат: мне страшно (от себя добавлю, что вот с этим объяснением я согласна). Есть гипотеза, что когда-нибудь очень реалистичный робот обманет наш мозг - и станет первым роботом, перешедшим зловещую долину. Ну и третий уровень связан с присущим каждому страхом смерти. Живое и одновременно неживое, я вижу живой труп. Результат: мне страшно. Кстати, как говорит Валерия Капустина, известно, что меньшее отторжение у людей вызывают протезы конечностей, которые не выглядят как настоящие. А насчет доверия антопоморфным роботам - тут тоже есть разные точки зрения и разные факты. Например, в Японии в домах престарелых используют роботов, которые выглядят как дети - у них пожилые постояльцы с доверием принимают лекарства, тогда как живых медсестер игнорируют, подозревая во всех грехах.

А зачем вообще делать пугающих меня (и не только) геминоидов? Дорого и в создании, и в обслуживании - раз. Не очень эффективно - два. Действительно, как предположил кандидат технических наук, доцент НГТУ НЭТИ, руководитель Студенческого конструкторского бюро "Прорыв: экстремальная робототехника" НГТУ НЭТИ Алексей Цыгулин, холодильники на колесиках продали бы гораздо больше мороженого, чем одна красивая Дуняша. Если анализировать именно продажи. Но! "Предлагая таких роботов, компания продает эмоции, вау-эффект, - говорит Алексей Цыгулин. - И, судя по вашей реакции, он действительно есть". То есть очень похожие на людей роботы - это скорее пиар, промоушн, привлечение внимания.

- Роботы часто бывают антропоморфными, потому что мир вокруг сделан под людей, - объяснил Алексей Цыгулин. - То есть если роботу нужно дать шуруповерт, ему сделают "руку" - но, конечно, она не будет похожа на человеческую. Цель создания роботов - не заменить людей, а расширить их возможности. Робот оперирует с высочайшей недоступной человеку точностью, робот исследует космическое пространство, работает на атомных станциях, выдерживая те нагрузки, которые не может выдержать человек. Беспилотник не страдает от монотонной работы - летает и осуществляет съемку. Самое большое распространение получили промышленные роботы, которые максимально полезны.

Мнение

Данияр Каримов, писатель-фантаст:

- Соглашусь с тем, что роботы вовсе не обязательно должны быть антропоморфными. В конце концов, это по сути своей инструменты, и создаются они для решения практических задач. Зачем, к примеру, станку, разводному ключу или пылесосу лицо или тело? Желание сделать роботов человекоподобными, как кажется, служит скорее эстетическим целям. Но доводилось слышать и другое объяснение. Созданием антропоморфных роботов человек якобы стремится приблизится к богу. Дескать, вот и я - творец. Кстати, до появления и широкого распространения авраамических религий человечество - судя по мифам и культам - было по большей части убеждено: высшие силы создали людей в прикладных целях. Однако чуть позже были вынуждены уступить место под солнцем собственным творениям. Нет ли в этом аналогий с тем, как активно и с каким упоением мы сегодня пытаемся изготовить человеку помощника, в чем-то его потенциально превосходящего? И не в этом ли может крыться еще одна причина страха перед человекоподобными роботами? Кстати, у фантаста Артура Кларка есть замечательная книга "Конец детства". В ней описывается трансформация человечества в недалеком будущем, которая приводит к гибели цивилизации и людей в привычной нам форме. В романе звучит любопытная мысль. Суть ее такова: наш вид издавна прозревал будущее и детально изложил страх перед исчезновением, его предчувствие в древние религиозные тексты. Фантастика? Как знать! Роботы ведь когда-то тоже казались нам фантастикой.