Ученые подтвердили наличие сознания у животных
Как обнаружить сознание у животного?
Раньше считалось, что сознание присуще только человеку, обладающему речью и культурой. Однако к концу XX века этот стереотип начал разрушаться, как утверждает Константин Анохин, нейробиолог и директор Института перспективных исследований мозга МГУ.
Первым шагом на этом пути стала статья Томаса Нагеля «Каково это — быть летучей мышью?». Мы привыкли оценивать интеллект у животных по их поведению, но летучие мыши воспринимают мир через эхолоцию. Как же узнать, обладают ли они сознанием?
Ключевым инструментом в этом исследовании стал зеркальный тест Гэллапа. Животным наносили на лоб пятно краски и наблюдали за их реакцией на зеркало. Если зверь замечал пятно и пытался его стереть, учёные делали вывод о наличии самосознания. Зеркальный тест прошли не только люди, гориллы и шимпанзе, но и слоны, дельфины, косатки и сороки. Аналогичный тест, с акцентом на обоняние, позволил выявить сознание у собак и змей, отметил ученый в беседе с «Радио 1».
Как возникает сознание?
Японские учёные обнаружили, что осознавать себя способны только социально развитые мыши. Одинокие грызуны не обращали внимания на пятна. Когда мыши рассматривали себя в зеркале, активировались нейроны, которые задействованы при взаимодействии с другими мышами.
У человека те же нейроны реагируют и на отражение, и на других людей, что свидетельствует о сходстве механизмов формирования социальных связей.
Ещё одним подтверждением наличия сознания у животных стало исследование японского учёного Масанори Кодо. Он рисовал коричневые точки у рта аквариумных рыбок. Результат: рыбки смотрели на своё отражение и тёрлись о камни, что говорило об их способности узнавать себя в зеркале.
Для чего изучать сознание?
Учёные, изучающие сознание животных, преследуют несколько целей. Первая — лучше понять сознание как явление. Вторая — на пороге создания сильного искусственного интеллекта. Как мы поймём, действительно ли машина обрела разум?
Третья — этическая. Если животные способны осознавать себя и страдать, можем ли мы позволить себе потребительское отношение к ним? Возможно, люди будущего будут смотреть на нас так же, как мы сейчас на рабовладельческие общества прошлого?