Войти в почту

Сергей Готье: Стало больше пациенток, которые стали мамами после трансплантации

Три дня в Москве проходил XII Всероссийский съезд трансплантологов, приуроченный к 55-летию отечественного флагмана - Центра имени академика Валерия Шумакова. Шестьсот, а с учетом онлайн наверняка в разы больше, специалистов, ученых, практиков России, ближнего, и дальнего зарубежья обсуждали проблемы пересадки органов.

Сергей Готье: Стало больше пациенток, которые стали мамами после трансплантации
© Российская Газета

Девиз форума амбициозный: "От инноваций в науке - к реальной медицинской практике". Это значит, что пересадки перестали быть чудом. Стали повседневностью спасения. И важно, чтобы они были доступны, не зависели от места жительства соискателя такой помощи.

Только вдумайтесь в цифру: 55 лет центру имени Шумакова. Всего-то! В 1987 году великий врач, ученый, организатор здравоохранения, академик Валерий Иванович Шумаков впервые в нашей стране успешно пересадил сердце. Пациенткой была сибирячка Шура. Позволю пару слов из личных воспоминаний.

Знала о подготовке к той операции. Просила Валерия Ивановича разрешить присутствовать на ней. Добрейший Шумаков... отказал. Но пообещал встречу с Шурой после операции. Был уверен в ее благополучном исходе. И у меня дома есть фотография: я и Шура. Реликвия! От сердца к сердцу. Давно было? По большому счету, по счету истории совсем недавно.

Раньше считали, что сердце для пересадки невозможно сохранять больше четырех часов. Сейчас при наличии технических средств можем вдвое дольше

А вот данные, озвученные на нынешнем форуме. В 2023 году в России проведено 3057 трансплантаций. Конкретно: 1 817 пересадок почки. В том числе детям - 133. Печени - 829. В том числе детям -130. Сердца - 386. В том числе детям - 17. Легких - 19, комплекса сердце-легкие - 2.

И еще цифры. Сегодня операции по пересадке органов в России делают в 68 медицинских организациях, расположенных почти в половине регионов страны: в 38 из 89. Тут свои лидеры - Москва, Татарстан, Кемерово, Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск, Ростов-на-Дону.

Что за этой статистикой? Трансплантология - особый вид помощи. В нем задействованы не только ее непосредственные соискатели. И на форуме это заметно: здесь спасатели - медики, другие специалисты. А еще те, кто дает частицу себя для спасения. Есть традиция: донорам органов вручается почетная награда "Дарящему часть себя". Это такая трогательная нота... Не передать.

Сродни той, когда в церемонии участвуют спасенные дети. И те, кто уже бывшие пациенты, и те, которые нынешние. Они тут, как правило, не одни - в сопровождении близких. Они тут не только проходят лечение, но и учатся в знаменитой, придуманной для длительно проходящих лечение в стационаре школе "Учим знаем".

386 трансплантаций сердца было проведено в 2023 году в России. В том числе детям - 17

Специалисты, эксперты обсуждали возможности развития трансплантационных программ. В центре внимания актуальные вопросы донорства и трансплантации органов, лечение сложных патологий, связанных с хронической органной недостаточностью, заместительной почечной терапией. Руководители учреждений здравоохранения, представители органов государственной власти, общественных организаций, российские и зарубежные лидеры клинической медицины и биомедицинской науки говорили о совершенствовании оказания медицинской помощи и реализации задач национального проекта "Здравоохранение".

1987 год. Академик Шумаков впервые в стране успешно пересадил сердце. На фото (слева) пациентка, сибирячка Шура, и автор этих строк. Фото: Из архива Ирины Краснопольской

Прямая речь

А рулит всем этим сложнейшим процессом главный трансплантолог страны, директор Центра имени Шумакова академик Сергей Готье. Да, у него в такие дни ни минуты свободной. Но Сергей Владимирович - постоянный автор, эксперт "РГ". И потому...

Сергей Владимирович! В чем необходимость таких масштабных встреч в наше время, когда можно общаться и все почерпнуть из интернета?

Сергей Готье: Трансплантологи собираются раз в год, и делают это для того, чтобы совершенствовать определенную тактику, стратегию в лечении пациентов, в развитии донорства. Технологии меняются. Например, раньше мы считали, что человеческое сердце для пересадки невозможно больше четырех часов сохранять в растворе. Сейчас знаем, что при наличии соответствующих технических средств мы можем продлить это и до восьми часов. Но как это делается? Да, с помощью совершенствующихся технологий. Вот ради внедрения таких технологий, новых методик, которые нам жизни помогут спасать, мы и собираемся. Три дня лекций, докладов, мастер-классов.

Никуда не уходит элемент человеческого общения...

Сергей Готье: Оно обязательно! Это главное. Главное еще и потому, что трансплантологов не так уж много. Их значительно меньше, чем, например, кардиохирургов или терапевтов. Почему? Да потому что, во-первых, специальность достаточно молодая. Почти шестьдесят лет мы общими усилиями медиков и организаторов здравоохранения потихоньку расширяем возможности трансплантации для того, чтобы помочь людям, когда им больше ничего не может помочь. Сократить численность пациентов, которые получают диализ, умирают от заболеваний печени, сердца...

Но, как показывает практика, не каждый регион готов взять на себя трансплантологическую программу.

Сергей Готье: Тут нужно понимание не только медиков, но и руководителей регионов.

А набирающий силу искусственный интеллект не снимет проблему? И завтра не нужно будет пересаживать органы. Уйдет проблема донорства, исчезнут листы ожидания. Отпадут очереди на пересадку. Просто общаетесь с искусственным интеллектом. Говорите ему, что для пациента имярек нужно сердце. И искусственный интеллект вам его приготавливает. И вы его внедряете в организм реципиента.

Сергей Готье: Думаю, что сердце для "товарища имярек" мы можем приготовить только у вас на кухне. Но дело-то не в этом! А в том, что искусственный интеллект - это не самостоятельное универсальное "нечто по выращиванию" любых предметов. Или, скажем, органов, или даже лекарств. ИИ - это технология, которая позволяет на основании анализа огромного числа наблюдений сформулировать единственно правильный путь решения той или иной задачи. Но даже ему пока под силу не все. Ведь воссоздать орган, я говорю о солидных, пересадкой которых мы занимаемся, сейчас невозможно.

То есть человек, пользуясь, скажем, своим личным опытом в наблюдении болезни Вильсона - Коновалова, может высказать предположение, что у пациента вот такая-то болезнь. Может потому, что он ее знает, и знает это ее проявление. Но если у человека нет этого опыта... В общем-то, искусственный интеллект является такой автоматической суммацией человеческих знаний в том или ином направлении. И использование этих возможностей электронного анализа и сравнения очень полезно и широко применяется в диагностике.

Думаю, что и в других клинических аспектах это тоже нужно, необходимо внедрять. Собственно, мы и занимаемся внедрением системы искусственного интеллекта в отбор реципиента органа от соответствующего донора. Фактически искусственный интеллект выбирает оптимальные сочетания по всем параметрам. Анализируется вероятность дальнейших событий. Чтобы впоследствии реципиент был менее подвержен эффектам со стороны донорского органа. А донорский орган был менее подвержен реакции отторжения.

Я вас правильно поняла, что искусственный интеллект очень важен, нужен. Но пересаживать все-таки надо органы человеческие. И во всяком, случае пока не надеяться, что их изобретет искусственный интеллект.

Сергей Готье: Ирина Григорьевна, вряд ли искусственный интеллект может изобрести органы в ближайшее время. Он может подсказать технологию для выполнения того или иного процесса, в том числе и выращивания органов. Может быть. Но это метод решения вопроса, а не инструмент, который непосредственно что-то делает.

А непосредственно... И это еще раз продемонстрировал прошедший форум: в нашей стране проводятся уникальные операции, используются современные методики трансплантации. Центр Шумакова занимает лидирующие позиции в мире по количеству проводимых трансплантаций сердца, обладает наибольшим в России опытом по имплантации систем длительной механической поддержки кровообращения пациентам с хронической сердечной недостаточностью. Операции проводятся как взрослым, так и детям. Выполняются пересадки легких, трансплантации комплекса сердце-легкие, все существующие в мировой практике виды пересадки печени.

Напомню о том, что в 2010 году в центре стала успешно проводиться трансплантация почки и/или печени от несовместимого по группе крови донора. А опыт пересадки фрагмента печени детям от несовместимого по группе крови родственного донора здесь и наибольший, и наиболее успешный в мире.

Не умолчу и еще об одном, о чем, конечно, говорилось на форуме. Да и как иначе. Детям успешно выполняются трансплантации от родственных и посмертных доноров. Полностью удовлетворена потребность России в педиатрической трансплантации. Снова прибегну к цифрам: у нас это более 10 процентов от общего числа. В то время как в США - около 5 пяти процентов. Клинические результаты педиатрической трансплантации детям соответствуют лучшим международным практикам. И еще важно: пожизненное лекарственное обеспечение таких пациентов государством предусмотрено как для детей, так и для взрослых.

И житейское, но, согласитесь, очень важное: роды после пересадки. Впервые в России такое произошло 30 января 2019 года у пациентки после трансплантации легких. Дальше - больше. В 2023 году пациентка после трансплантации комплекса сердце-легкие впервые в России выносила и родила здорового ребенка. В мире зафиксировано всего несколько подобных случаев.

Между тем в стране растет количество пациенток, которые становятся мамами после пересадки органов. А роды после трансплантации печени и почки вовсе стали обыденным явлением. Увеличивается и количество реципиенток после трансплантации сердца, легких и даже сердечно-легочного комплекса, которые также рожают здоровых детей. Не случайно же в форуме активно участвовали врачи-акушеры, гинекологи.

Да, на форумах, конференциях не делается открытий. Но они нацеливают на них. Прошедший на этой неделе свою задачу выполнил.