Создана технология для оценки качества асфальта с помощью радиоволн
МОСКВА, 1 октября. /ТАСС/. Специалисты Московского физико-технического института (МФТИ) разработали технологию, которая позволяет определить наличие пустот и трещин в асфальте без нарушения его целостности. Об этом сообщили в пресс-службе Физтеха.
"Исследование качества покрытия происходит путем просвечивания его радиоволнами, а не с помощью взятия физических проб - вырубки кернов, что существенно снижает риски деформации дорожного полотна в будущем. Разработка находится в процессе патентования в РФ", - отметили в пресс-службе.
Как рассказали ученые, запрос на создание системы неразрушающего контроля к ним пришел из КНР. "В Китае такой технологии нет, хотя нет ее в практическом применении и в России. У нас до сих пор дорожное покрытие проверяют с помощью сверления кернов. Любое отверстие в асфальте или скол - это потенциальная причина образования трещин и провалов", - отметил начальник отдела радиофотоники МФТИ Степан Андреев.
Неразрушающий контроль, как пояснил Андреев, базируется на отражении радиоволн, что позволит определить, есть ли в толще асфальта внутренние трещины, полости с воздухом или водой, без нарушения физической целостности материала.
Программно-аппаратный комплекс для определения дефектов дорожного покрытия представляет собой систему устройств площадью не более 1 кв. метра. Он построен на основе радиофотонного радара подповерхностного зондирования. Для того, чтобы "просветить" асфальтобетон, надо расположить антенну радара непосредственно над исследуемым участком. В течение 5-10 секунд устройство соберет необходимую информацию.
"Площадь же самой поверхности вокруг излучателя, которую можно просканировать единовременно, определяется размером антенны и будет подбираться в пределах от 10 до 500 кв. см для достижения оптимального баланса между быстротой анализа и точностью (пространственным разрешением) прибора. Первичные данные обрабатывает специализированный софт, который также разработали сотрудники отдела радиофотоники", - рассказал исследователь Владимир Шлыков.