Кашпировский вернулся! Кто сегодня ходит на сеансы скандально известного целителя?
Впервые психотерапевт, как он себя называл, и целитель, как звали его все остальные, Анатолий Кашпировский появился на экранах советского телевидения в перестройку. Тогда в стране был настоящий бум на колдунов и эзотериков. Люди ждали чуда. Но эпоха прошла, и имя Кашпировского известно поколению 1990-х и 2000-х больше по анекдотам. Впрочем, он сам решил не мириться с этим. Этой осенью великий психотерапевт провел в Москве очередной сеанс. «Мослента» решила вспомнить историю его всенародной славы и посмотреть, насколько изменился известный колдун за эти годы.
300 миллионов телезрителей
Первый телеэфир с его участием состоялся в марте 1988 года в популярной тогда программе «Взгляд». Бывший психиатр из Винницы, почти в 50 лет открывший в себе «дар исцеления», поучал пациентку Лесю Юршову, находившуюся от него за много километров, на операционном столе в Тбилиси. «Закрой глаза и пой: “Тополя, тополя!..” — вещал он. — Глаза закрываются… Поплыла… Инструмент будешь чувствовать, боль — нет…»
Кашпировский утверждал, что эта операция войдет в историю медицины. Правда, поговаривали, что спустя какое-то время женщина, которой не вводили наркоз, призналась, что испытывала чудовищную боль, но терпела, чтобы не испортить медицинскую премьеру.
В 1989 году начались телесеансы Кашпировского. Маг, одетый по все черное, предлагал зрителям придвинуться ближе к экрану и сидеть с закрытыми глазами, представляя картины природы. Затем рассуждал — о карме, связях с космосом. Заряжал энергией, снимал порчу, прогонял боль.
Согласно статистике, его сеансы посмотрели 300 миллионов человек в СССР и других странах. Когда на экране появлялся Кашпировский, улицы в Москве пустели, и даже очереди за водкой редели. Когда он произносил железным голосом: «Даю установку…» — все замирали в предвкушении чуда.
Имя психотерапевта с благоговением и надеждой повторяли сердечники, астматики, диабетики, аллергики, импотенты. Впрочем, Анатолий Михайлович брался лечить от всех болезней. Тем более, недугов было много, а лекарств в стране — мало.
Его шумная слава
Успех был ошеломляющий, финансовый — в том числе. Кашпировский признавался, что заработал кучу денег. Но главным он считал другое: «Я вылечил от болезней десять миллионов человек. Цифра установлена не мною, а независимыми экспертами. Но если даже миллион или 100 тысяч — что из этого? Назовите мне врача, у которого столько излеченных, причем дистанционно, без операций и лекарств!»
В 1990 году Кашпировского, единственного иностранца, польское телевидение удостоило престижной премии Viktor за наивысшую популярность серии передач «Телевизионная клиника Анатолия Кашпировского». Он удостоился личной благодарности президента страны Леха Валенсы за «оздоровление польской нации».
Он был популярнее любых звезд, затмив Горбачева и Пугачеву. Выступления Кашпировского собирали полные залы, под его воздействием зрители застывали в трансе, падали в обморок, ликовали. Говорят, что искусству воздействия на массы у него учился Жириновский…
Кашпировский получал тысячи писем и телеграмм с просьбами, пожеланиями, благодарностями. Когда целитель выходил на улицу, то надевал парик и черные очки. Но его все равно узнавали, окружали, засыпали вопросами, норовили прикоснуться. Иные при виде своего кумира рыдали от счастья.
Его шумная слава отразилась в юморе. Смешную пародию на Кашпировского исполнял Владимир Винокур. Пошли в народ анекдоты. Вот один из них. Один человек рассказывает другому: «Он сказал мальчику: “Брось костыли и иди!” Тот бросил и пошел. “А чем мальчик болел?” — “Простудой”. “А костыли ему зачем?” — “Дедушке нес”».
Мечта о всемогуществе
Он вызывал восторг и ненависть. Его называли гением, шарлатаном, современным Распутиным. Журналисты ломали перья, специалисты — голову. К примеру, директор Ленинградского института экспериментальной медицины, академик Наталья Бехтерева писала: «Время от времени мы сталкиваемся с теми, кто ставит в тупик всю традиционную науку. К ним принадлежит и доктор Кашпировский… Полагаю, что сеансы лечения больных, которые он проводит, нужно было бы записывать на видеокассеты, тиражировать, а потом использовать в клиниках, санаториях и даже дома. Повредить сеансы Кашпировского никому не могут».
Иное мнение высказал председатель комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, академик Эдуард Кругляков. Он считал, что «эффект Кашпировского, Аллана Чумака, Юрия Лонго (они тоже слыли «волшебниками» — прим. «Мосленты») — абсолютно неизвестная науке и самим целителям, почти волшебная лечебная сила… кончается для больных печально, так как болезнь запускают, и что в основном это — кратковременное облегчение, связанное с мобилизацией внутренних ресурсов больного как результат веры в лечение, веры в авторитет».
Кашпировский не ругался со своими критиками, не участвовал в диспутах. Советовал, но не настаивал. Убеждал, но не приказывал. Но говорил, что может все. Журналист Габриэль Михалик написал о нем восторженную книгу «Кашпировский. Мечта о всемогуществе».
Жаль только, что Кашпировский не смог исцелить большую, сильную страну…
Когда держава распалась, он по-прежнему гастролировал по бывшему СССР. И снова поражал — талантом психолога, искусством гипнотизера. Его феномен так никто и не смог разгадать.
Кашпировский надолго уехал в США. Пациентов у него и там хватало. Он не только «давал установку», как раньше, но и предлагал ноу-хау — обещал на расстоянии избавить от врожденного порока сердца. Так же дистанционно предлагал выполнить «коррекцию носа для восстановления нормального дыхания и избавления от храпа». Для этого в указанное на сайте Кашпировского время надо было три минуты, не отрываясь, смотреть на любой предмет. После этого шесть часов запрещалось трогать руками нос.
И все это на полном серьезе…
Мавр сделал свое дело
В незапамятные времена Кашпировский часто бывал в Москве и некоторое время тут жил. Здесь была его самая большая человеческая лаборатория. У нас он начинал путь политика — стал депутатом Государственной Думы. Но быстро понял, что это не его стезя, и вернулся к практике.
Не так давно целитель вернулся в Москву для своих традиционных сеансов. Видимо, рассудил просто: конкурентов у него сейчас нет — Лонго и Чумак ушли из жизни. А новые звезды не появились.
…Зал Центрального дома работников искусств был заполнен. Кашпировский вышел на сцену под композицию Баха «Токката и фуга ре минор для органа». Разумеется, он изменился. Похудел, осунулся, потерял быстроту движений. Но глаза все так же горят, да и вообще для своих 85 лет он выглядит неплохо, и его темная шевелюра не искрится сединой.
Среди зрителей были «ветераны» — те, которых целитель покорял во времена своего триумфа конца ХХ века. Они устроили ему овацию, а потом завалили жалобами на старые и новые болезни.
Действо не обошлось без небольшого скандальчика. Из зала послышались оскорбительные возгласы — методы целителя, мол, устарели. Поднялся шум, вызвали полицию…
Когда волнение улеглось, психотерапевт взялся за дело. Он, как встарь, прогонял недуги — от бронхита и ангины до болезни Паркинсона и синдрома Мюссе — не только взглядом и голосом. Когда-то его тон был настойчивый, сейчас стал командный. Целитель заставлял зрителей, среди которых было немало пожилых людей, бегать по залу и приседать. Пациенты охали и ахали, хрустели костями и задыхались. Но Кашпировский не давал им спуску: «Быстрее, не засыпайте! Руки за голову, ноги на ширине плеч! Вперед!»
Лечебный марафон продолжался, народ из последних сил выполнял команды. К счастью, никто не пострадал. Хотя запах лекарств в зале ощущался…
Споры вокруг целителя продолжаются. Но положительных оценок он получает все меньше. К примеру, ученый в области нейронауки, психолингвистики и теории сознания Татьяна Черниговская сделала ироничное замечание: «Для цирка — нормально. Но не стоит думать, что все это серьезно». По ее мнению, давняя популярность Кашпировского объясняется не его профессионализмом психотерапевта, а психологией людей, готовых поверить во что угодно.
Сам Кашпировский, как раньше, ни с кем не спорит. Мавр сделал свое дело, но уходить не хочет. Да и зрители требуют продолжения спектакля. Как там, в песне? «Мы все спешим за чудесами…»