Совмещение работы и учебы на 19% повышает шансы на трудоустройство после выпуска
МОСКВА, 24 сентября. /ТАСС/. Российские экономисты обнаружили, что работа во время учебы повышает вероятность последующего трудоустройства выпускников отечественных вузов на 19%, и при этом увеличивает зарплату выпускников на 14%. Это в особенности характерно для самых успешных в учебе студентов, сообщила пресс-служба НИУ ВШЭ.
"На наш взгляд, студенты все больше совмещают работу с учебой, потому что им важны не только доходы, но и опыт, компетенции, которые они приобретают. Такая работа позволяет войти в профессиональную область. В отличие от нее, университеты часто предлагают формальную ознакомительную практику, которая не предполагает освоения каких-либо прикладных навыков", - пояснила младший научный сотрудник НИУ ВШЭ (Москва) Ксения Рожкова, чьи слова приводит пресс-служба вуза.
Рожкова и ее коллеги по факультету экономических наук НИУ ВШЭ пришли к такому выводу при изучении данных, которые были собраны в рамках Мониторинга трудоустройства выпускников - проекта, реализуемого Министерством труда и социальной защиты РФ и Федеральной службой по труду и занятости (Роструд). В общей сложности, ученые проанализировали истории успехов в учебе и работе 200 тыс. молодых специалистов и бакалавров, закончивших обучение в 2021 году и вышедших на рынок труда.
Проведенный учеными анализ показал, что совмещение работы с учебой было важным фактором, который влиял на дальнейшую успешность карьеры молодых людей и девушек. Это проявлялось в том, что российские выпускники с опытом работы в студенческие годы на 19% чаще устраивались на работу после завершения обучения, причем чем дольше они работали во время учебы, тем сильнее повышались эти шансы - каждый дополнительный месяц подработок повышал вероятность трудоустройства на 1%.
Особенно сильно опыт работы влиял на успешность студентов математических и экономических специальностей - подработки повышали их шансы найти работу на дополнительные 4-10% по сравнению с тем, как опыт работы влиял на вероятность трудоустройства других выпускников. Схожим образом, работа во время учебы повышала будущую зарплату выпускников в среднем на 14%, причем каждый дополнительный месяц подработок повышал ее на 0,7%.
При этом ученые обнаружили, что особенно сильно подработки влияли на успехи студентов в том случае, если они совмещали работу и учебу на 4-5 курсах, а стажировки в выпускной год повышали шансы на трудоустройство на 26%. Как считают исследователи, столь выраженный эффект связан с тем, что подработки на данном этапе обучения дает студентам важные для трудоустройства практические навыки, что следует учитывать при разработке новых, более эффективных программ обучения.