Искусственный интеллект — технология, которая сильно изменила многие сферы нашей жизни и продолжает развиваться. Не обошел стороной он, в частности, сферу здравоохранения. Поэтому в первый день Петербургского международного экономического форума прошла сессия, посвященная перспективам, достижениям, а также рискам использования ИИ в медицине.
Модератор сессии Ольга Кобякова, директор Центрального института организации и информатизации здравоохранения Минздрава России, кратко рассказала о том, как на сегодняшний день обстоят дела с внедрением ИИ в российскую медицину. По словам Ольги Кобяковой, последние 10 лет Минздрав занимался подготовкой необходимой инфраструктуры, и теперь система здравоохранения России готова для внедрения инструментов ИИ. «В рамках федерального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении" в 2023 году каждый регион страны должен был внедрить и внедрил у себя хотя бы одно решение с использованием ИИ. В 2024 году таких решений должно быть запущено по три, а к 2030 году — по 12 в каждом регионе», — пояснила Ольга Кобякова.
Согласно социальным опросам, жители России пока с осторожностью отзываются о внедрении ИИ в медицину: большинство считает, что подобным инструментам можно доверить только простую диагностику, но точно не сложные операции. Однако респонденты отмечают, что ИИ может быть очень полезен в том, чтобы облегчить труд врачей.
Далее своим мнением поделился креативный продюсер «Rutube» Андрей Родной. Он подчеркнул, что не видит особых проблем с использованием ИИ в медицине: «Для меня ИИ — это некий "оруженосец", который в любой момент может помочь врачу. Ни в коем случае мы не можем нивелировать человеческий опыт, знания, интуицию и умения. Но с помощью такого инструмента, как ИИ, врач сможет сделать более точное, а главное быстрое заключение, что важно, поскольку в медицине иногда счет идет на секунды».
Александр Гусев, директор по развитию компании «Webiomed», обратил внимание участников дискуссии на одно из важнейших преимуществ ИИ. Оно состоит в том, что инструмент позволяет использовать общемировой опыт врачей, полученный на миллионах пациентов в разных регионах Земли. Эта информация будет, безусловно, полезна обычным врачам, которые сталкиваются всего с тысячами (максимум — десятками тысяч) пациентов за всю карьеру. Однако, несмотря на перспективы ИИ, сегодня многие врачи все еще не готовы внедрять его в свою работу. По словам участников дискуссии, наиболее сложно «принимают» новые цифровые технологии медицинские работники старшего поколения. Поэтому следующий докладчик, главный врач Мурманской городской поликлиники № 2 Константин Биджоев, рассказал, как можно решить проблему недоверия к ИИ. По его словам, нужно максимально открыто и откровенно рассказывать врачам и пациентам о технологии, ее возможностях и принципах работы: «Нужно показывать положительные стороны нашего взаимодействия с ИИ, тогда люди будут больше доверять ему. В нашей поликлинике мы сталкиваемся с тем, что не все сотрудники позитивно относятся к внедрению новых технологий, поэтому мы их учим, объясняем, как инструменты работают. Мы не можем допустить, чтобы часть клиники использовала новейшие технологии, а другая часть писала медицинские карты от руки». Александр Гусев согласился с этой мыслью и подчеркнул, что просто утверждать, что ИИ – это хорошо, и его нужно использовать, – неэффективный подход. Следует сместить акцент на объяснение, как пользоваться технологией и какие преимущества она дает.
Министр здравоохранения Архангельской области Александр Герштанский добавил, что искусственному интеллекту еще есть чему учиться, и у врачей действительно есть недоверие к нему. «Однако в нашей области мы уже внедрили такую технологию для создания протоколов исследований. И практика показывает, что созданные с помощью ИИ протоколы полностью идентичны составленным врачами. При этом ИИ позволяет значительно сократить время на описание исследований. Это позволяет несколько снизить нагрузку на специалистов».
Затем представитель ВОЗ в России Батыр Бердыклычев поделился своими знаниями о развитии цифровых технологий в медицине в других странах — Турции и Беларуси. «Недоверие к ИИ как к новой технологии присутствует у пациентов во многих странах. Это связано в первую очередь с тем, что зачастую у пациентов нет информации о том, как работает эта технология, насколько она надежна и безопасна. Но тем не менее мы видим, что ИИ дает множество преимуществ — скорость обработки больших объемов данных, быстроту диагностики, предложение персонализированного плана лечения», — рассказал участник дискуссии.
При этом Батыр Бердыклычев отметил, что использование ИИ в медицине развивается и в Турции, и в Беларуси. Обе страны, по его мнению, достаточно продвинуты в технологическом плане, и их интерес к ИИ неизбежен и только будет нарастать.
Следующая тема, которую обсудили участники сессии, — эмпатия и личные отношения врачей и пациентов, без которых сейчас сложно представить медицинскую помощь. Андрей Родной высказал мнение, что искусственному интеллекту как инструменту и помощнику совершенно не обязательно обладать эмпатией и какими-либо чувствами. Более того, по словам докладчика, это не всегда нужно даже врачам, поскольку эмоции могут мешать назначению четких и строгих предписаний пациенту.
«ИИ сейчас не способен полноценно обеспечивать личное взаимодействие — общение, эмпатию, сочувствие, — поэтому доверять ему вопросы жизни и смерти, решения о прекращении лечения, серьезных медицинских вмешательствах очень опасно. Кроме того, пока нельзя ему и доверить сложные диагнозы, требующие нестандартных решений и междисциплинарных обсуждений, решения о лечении редких заболеваний», — дополнил Батыр Бердыклычев. Александр Герштанский, представитель регионального министерства, выразил также сомнения в том, что ИИ вообще когда-либо сможет без участия человека решать управленческие вопросы.
Константин Биджоев отметил, что сейчас на практике в поликлиниках искусственному интеллекту доверяют разные организационные вопросы: составление расписаний и графиков работы; контроль качества; поддержку принятия врачебных решений. Более того, главный врач Мурманской городской поликлиники № 2, в отличие от предыдущего докладчика, допустил, что в будущем практически все задачи, выполняемые врачами, сможет выполнять ИИ. В завершение дискуссии участники обсудили риски, связанные с использованием ИИ в медицинской сфере. Специалисты отметили риск «деградации», то есть ухудшения чувствительности инструмента; риск потери времени, когда технология уже готова, но не применяется на практике; риск непринятия ИИ врачами, которые могут видеть в технологии конкурента.
«Сегодня задавать вопрос о том, будет ли ИИ использоваться в здравоохранении, уже неактуально. Он уже используется. Теперь нужно работать над тем, чтобы результаты его применения были наиболее эффективны. Нужно повышать его точность и минимизировать риски», — подвела итог сессии Ольга Кобякова.
Текст: Виталина Власова