В Японии создали дешевый иридиевый катализатор для производства водорода

ТАСС, 9 мая. Японские химики разработали подход, позволяющий на 95% снизить долю иридия в катализаторах для производства водорода путем электрохимического расщепления воды. Его создание значительно удешевит производство подобных систем генерации водородного топлива, сообщила в четверг пресс-служба Института физико-химических исследований RIKEN.

"Раскрытые нам неизвестные взаимодействия между оксидом марганца и иридием были ключом к успеху при разработке этого катализатора. Его высокая эффективность связана с тем, что эти реакции ведут к образованию ионов иридия со степенью окисления +6, которые относительно редко встречаются в обычных катализаторах и отличаются высоким уровнем активности", - заявил научный сотрудник RIKEN Ли Айлун, чьи слова приводит пресс-служба института.

Повсеместное использование водородных источников энергии сегодня ограничивается тем, что для их изготовления и производства водорода нужны катализаторы на базе платины и других дорогостоящих благородных металлов, активно взаимодействующих с первым элементом периодической таблицы Менделеева. Эти же вещества часто используются и для хранения водорода.

Ученые выяснили, что стоимость одного из подобных катализаторов на базе иридия можно резко снизить, заменив 95% атомов этого дорогостоящего металла платиновой группы на дешевый оксид марганца. Ученые пришли к такому выводу в ходе изучения того, как меняются свойства катализаторов для расщепления воды на базе иридия при добавлении различных оксидов металлов в их состав.

В ходе этих опытов японские химики обнаружили, что добавление двуокиси марганца в иридиевый катализатор на порядок повысило его активность за счет формирования аналогов тройного оксида иридия внутри этого материала. Это позволило ученым уменьшить массовую долю иридия на 95% по сравнению с исходной версией катализатора и при этом сохранить высокий уровень эффективности расщепления воды.

Более того, последующие опыты показали, что новая форма катализатора также была чрезвычайно долговечной - после четырех месяцев непрерывной работы уровень КПД этого материала остался почти столь же высоким, каким он был изначально. Это дополнительно снижает себестоимость производства водорода и делает этот катализатор особенно привлекательным с коммерческой точки зрения, подытожили исследователи.