«Замороженный» фрагмент генома изменил представление о родословной птиц

Ученые обнаружили, что один участок хромосомы птиц несколько миллионов лет не изменялся. Он подавлял процесс рекомбинации, искажая выводы о генеалогическом древе птиц. Учитывая существование «замороженного» участка, ученые создали новое генеалогическое древо. Оно выделяет 4 группы птиц и доказывает отдаленное родство фламинго и голубей. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.Генеалогическое древо, составленное 10 лет назад на основе геномов 48 видов, разделило птиц на две группы: в первую входили голуби и фламинго, во вторую — остальные птицы. Недавно ученые провели аналогичный анализ, опираясь на геномы 363 видов. Новое древо разделило голубей и фламинго на две отдельные группы. Теперь исследователи решили докопаться до истины и узнать, какое из двух взаимоисключающих генеалогических древ правильное.В процессе изучения отдельных генов исследователям удалось выяснить, что, несмотря на миллионы лет полового размножения, гены не так сильно перемешались. Подобно человеческим генам, у птиц гены отца и матери смешиваются в следующем поколении. Этот процесс называется рекомбинацией и гарантирует максимальное генетическое разнообразие, не допуская появления совершенно одинаковых представителей вида. Оказалось, что участок одной хромосомы, составляющий всего 2% от генома птиц, застыл во времени и провел миллионы лет, не смешиваясь с соседними ДНК. Именно он исказил истинную историю эволюции птиц. Застывший участок хромосомы подавлял процесс рекомбинации в течение нескольких миллионов лет. При этом он, по словам ученых, оставался полиморфным, то есть структура генов в этом регионе генома могла отличаться внутри популяции. Из-за этого биологи ранее могли неправильно располагать отдельные виды на эволюционном древе птиц.«Замороженный» фрагмент ДНК оказался схожим у голубей и фламинго. Более точное генеалогическое древо, учитывающее вводящий в заблуждение участок генома, выделяет четыре основные группы и доказывает, что голуби и фламинго не слишком близкие родственники, несмотря на похожий «замороженный» фрагмент.Автор: Екатерина Новикова.

«Замороженный» фрагмент генома изменил представление о родословной птиц