Грешник и эгоцентрик. Знакомьтесь, ваш мозг

© Фото: Midjourney
Грешник и эгоцентрик. Знакомьтесь, ваш мозг
© Naukatv.ru

Картотека памяти

«Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню», — помните эту фразу из главного новогоднего фильма? История, которая рассказана в киноленте — событие яркое и значимое, оно изменило судьбы героев. И все они, конечно, навсегда запомнили это 31 декабря. Но не другие свои предновогодне-банные встречи. Те, скорее всего, слились в единое воспоминание, в котором не удается уже вычленить хронологию событий того или иного года. Так и устроена память. Поэтому, скажем, памятные фото нам очень даже нужны, они помогают вспомнить детали конкретного события и выделить его из череды похожих. 

Конечно, хотелось бы верить, что хранилище нашей памяти выглядит, как упорядоченный архив. Но в действительности это похоже на две коробки, в одной из которых порядок, а в другой свалка всякого хлама. 

В первой коробке будут те знания и воспоминания, к которым мы постоянно возвращаемся, а во второй — лишь обрывки, такие фантики без конфеток. 

И как бы ни пытались ученые сравнить нашу память с памятью компьютера и измерить ее в условных терабайтах, на деле нейроны и синапсы работают совсем не так, как чипы или микросхемы. Кроме того в работе нашего мозга часто возникают помехи. Это так называемые когнитивные искажения или системные ошибки мозга. 

Грехи мозга

За работу памяти отвечают связи, которые формируют нейроны головного мозга. Их называют синапсы. Эта величина непостоянная, на протяжении жизни человека синапсы то образуются, то исчезают. По сути, хранилище наших воспоминаний — это живой организм, который постоянно меняется и в котором возникают ошибки. 

Известный гарвардский психолог Дэниел Шектер аллегорично сравнил их с библейскими смертными грехами, разделив по образу и подобию тоже на 7 категорий: приписывание, внушаемость, навязчивость, предвзятость, блокировка, рассеянность и скоротечность.

А забывчивость — это некая эфемерность памяти, когда мы отлично помним события вчерашнего дня, но вряд ли сможем сказать, что делали полтора месяца или уж тем более полгода назад.

Этот феномен еще в конце ХIX века описал немецкий психолог Герман Эббингауз. В течение четырех лет он проводил масштабный эксперимент по заучиванию бессмысленной информации — карточек с различными сочетаниями букв. Анализируя результаты, ученый получил график, который до сих пор называют «кривая Эббингауза». Его суть в том, что продолжительность хранения информации часто зависит от того, как она была обработана. 

Так, около 60 % информации теряется в первый же час, а затем процесс замедляется и в течение следующих 10 часов забывается всего 5 %. При этом даже через неделю после заучивания Эббингауз мог воспроизвести около 20 % от общего числа первоначально выученных слогов. Столько же оставалось в памяти через месяц. 

Приемы запоминания

Для лучшего запоминания необходимой информации есть несколько приемов, которые можно использовать в повседневной жизни. Больше всего в этом помогает эффект уровня обработки.

Зрительная обработка

Например, нужно запомнить информацию о книге. Акцентируем внимание на том, каким шрифтом она написана, какой имеет цвет обложки и то, что слово «Мир» написано с заглавной буквы и жирным шрифтом. Допустим это были: курсив, красный и «Мир». Это пример самой простой зрительной или структурной обработки.

Фонологическая обработка

Фонологическая обработка — более глубокая. Она предполагает размышления о звучании и значении каждого слова. Пример: рифмуются ли слова «бутылка» и «бутырка»? Да, рифмуются. А слово «бутылка» и «лось»? Нет. В памяти отложатся эти сравнения.

Семантическая обработка

А теперь чуть усложним и составим предложения со словами. К примеру: «овощ», «стул» и «навигация». Овощи очень полезны. Стул подо мной шатается. Навигация нужна в метро. Таким образом, применив семантику, мы придали словам значения, смысл, связав предложенные слова с другими, создав целое предложение.

При семантической и фонетической обработке уровень запоминания будет выше, чем при зрительном.

Мнемонические подсказки

Причем, эффект уровня обработки часто используют для создания так называемых мнемонических подсказок. 

Пример — известное запоминание последовательности цветов радуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» — красный, оранжевый желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Или очередность падежей: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку» — именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. 

Этим способом можно запомнить что угодно, например, адрес. Допустим, это проспект Ленина 15, квартира 42. Составляем предложение: «При Ленине 15 девчонок не ели по 42 конфеты». Здесь работает на запоминание даже предлог «при», мы уже не перепутаем адрес по проспекту с аналогичным на одноименной улице или площади.

Куда пропадает память

Ученые до сих пор не знают, как именно происходит процесс забывания. Что происходит с теми впечатлениями, которые мы помним спустя день, но не можем вспомнить через год? Исчезают ли они полностью, или просто теряются где-то там глубинах сознания? 

Хотелось бы, конечно, иметь устройство считывания воспоминаний, но нет такого. Наша память больше напоминает транзистор радиоприемника, в котором при вскрытии музыку найти невозможно, одни микросхемы и шурупчики. То же самое и с памятью. Даже при трепанации черепа вынуть из мозга память нельзя. Нейронные связи — это схема, а не музыка.

Но исследовать память все-таки можно. Например, с помощью томографии. Тот же Дэниел Шектер провел эксперимент с заучиванием слов, пока его подопытные проходили процедуру МРТ. При наблюдении за активностью разных участков мозга ему удалось заранее предсказать, какие слова люди запомнят, а какие забудут. 

Согласно последним исследованиям, забывание подразумевает полную потерю информации.

Это аналогично программному архиватору, который собирает данные из разных источников, объединяет их, удаляет лишние, кодирует, сжимает в некий файл и убирает в архив, а новую информацию записывает поверх предыдущей. Скорее всего поэтому похожие воспоминания, особенно повторяемые в одной обстановке и с одними и теми же людьми, сливаются у нас в единый комплекс, не оставаясь впечатлением о каждой отдельной ситуации. 

Эффект телескопа

Особенно плохо мы запоминаем время однородных событий. Мы еще можем помнить «что» или «где», но не помним «когда». 

У памяти нет календаря, куда вносятся пометки, а внутренний хронометр напрямую связан со скоростью забывания. 

«Эффект телескопа» — одна из главных ошибок памяти. Принцип действительно похожий. Если посмотреть в окуляр телескопа, то далекие объекты будут казаться ближе. А если поменять фокус — близкое станет далеким.

Кстати, этот эффект очень не любят маркетологи. И вообще все, кто работает в сфере продаж. Ведь события, связанные с крупными покупками телескопируются особенно часто. Человек приобрел телефон два или три года назад, а ему кажется, что он еще не устарел, вот и не идет покупать новый. Именно поэтому продажники так интересуются, сколько времени вы пользовались тем или иным изделием, чтобы стимулировать на покупку нового. На это работают и специальные индикаторы, которые напоминают об устаревании прибора или окончании лимита ресурса. Им оснащены, например, современные зубные щетки и фильтры для воды.

Это довольно удобная функция, если учитывать нашу природную рассеянность. Или, выражаясь языком Дэниела Шектера — греха памяти.  

«Грех памяти» проявляется, когда, например, в бытовых ситуациях мы делаем что-то «на автомате». Например, память рук музыкантов. Но, если мы положим очки или пульт не на постоянное место, то наша краткосрочная память этого скорее всего не сохранит, и нам придется искать пропажу. 

Слепота к переменам

Слепота к переменам — это еще один феномен памяти.

Продемонстрируем это наглядно тестом на внимательность. Задача: в коротком спортивном видео нужно подсчитать количество передач, учитывая, что интересуют только игроки в белой форме.

 Сфокусировав внимание на конкретной задаче, человек с большой долей вероятности даст правильный ответ. Но, если затем ему задать вопрос было ли что-то странное в этом видео, ответа не будет. А на самом деле по полю ходил человек в костюме гориллы, которого практически нельзя было не запомнить. 

Авторы этого забавного эксперимента, Крис Шабри и Дэниел Саймонс, доказали избирательность нашей памяти — большинство испытуемых или не замечали гориллу, или запоминали ее, но сбивались со счета.

Парадокс свидетельских показаний

Этот же эффект демонстрирует и эксперимент психолога Валерии Мухниной под названием «Нападение». 

Ситуация-инсценировка: во время лекции неизвестные вооруженных люди нападают на профессора, после чего тот исчезает. Студенты, понятное дело, в шоке, на смену которому приходит изумление, когда профессор живой и невредимый возвращается в аудиторию и задает вопрос о количестве нападавших и способе исчезновения лектора. 

Ответы самые разные: 5, 6, 7, вооружены были все или трое были с автоматами, а трое похищали, профессор ушел сам, его увели или даже мешок на голову надели... Но точной уверенности ни у кого из студентов не было, что они сами объясняли тем, что события произошли слишком быстро и неожиданно, они не были готовы и настроены запоминать происходящее. Таким образом, данный эксперимент доказал, что показания свидетелей могут быть ошибочными, даже если свидетель не намерен ввести в заблуждение окружающих. Подобная подвижность воспоминаний ученые связывают со спецификой кодировок памяти.

Ученые под руководством нейробиолога Маркуса Рэйкла провели ПЭТ-сканирование, в ходе которого показывали добровольцам существительные и просили их назвать близкие по смыслу глаголы — например, увидев слово «собака», испытуемые могли подобрать в ответ слова «лаять» или «ходить». В первый раз подбор глаголов вызвал масштабную активность головного мозга, ведь людям приходилось размышлять о свойствах собак и их возможных действиях. А когда картинки повторялись снова и снова, ответы давались уже на автомате, при этом активность нейронов мозга снижалась. 

Вывод: автоматическое поведение в повседневной жизни — основной источник ошибок по рассеянности, связанный скорее всего со снижением активности нейронов в нижней области левой лобной доли.

Что главнее?

Рассеянность связана не только с памятью, но и вниманием. Чем больше мелочей нас отвлекает, тем меньше мы способны сфокусироваться на главном. Мозг не воспринимает важную информацию, когда занят обработкой этих мелочей. 

Один из самых известных феноменов — детская или так называемая инфантильная амнезия, при которой мы не помним ранние годы жизни, когда мозг усиленно работал на запоминание главного — а оно все было новое: названия предметов и людей, вкусов и запахов, цветов и размеров, движений и слов... 

Мозг предвзят

С раннего детства начинает проявляться и предвзятость. До 4-5 лет человек не способен понимать конкретные ситуации с точки зрения другого человека, а потому мыслит субъективно предвзято. Поясним на конфетках. 

Покажем двум детям две коробки, одна из которых будет полна конфет, а вторая пустая. Теперь потом попросим одного ребенка отвернуться и переложим конфеты в другую коробку. 

Ребенок, который все видел, будет предвзято считать, что и второй знает, в какой из них находятся конфеты, а значит, выберет правильную вторую. В раннем возрасте эта предвзятость строится на том, что, если знаю я, знают и другие, и иного мнения быть не может. 

А на самом деле, ребенок, который не видел перепрятывания, также предвзято, откроет ту, в которой он видел конфеты до этого. 

Эта ошибка мышления называется эгоцентрическое искажение.

Эгоцентрическое искажение

Эгоцентричны все без исключения живые существа. 

В ходе одного из экспериментов испытуемых просили записывать на бумаге самые разные честные и нечестные поступки. Выяснилось, что большинство честных историй начинались со слова «я». 

Именно из-за эгоцентрического искажения мы часто не можем адекватно оценить свой вклад в какое-то общее дело, каждый раз его немного завышая.

Согласно исследованиям в большинстве семейных пар каждый из супругов считает, что именно он выполняет больше бытовых рутинных обязанностей. По той же причине мы почти всегда считаем, что на работе нам недоплачивают, а вот некоторые коллеги, наоборот, получают слишком много. 

Впрочем, во всем этом есть и положительные стороны. Вкупе с уже известным нам эффектом уровня обработки, эгоцентрическое искажение помогает в работе памяти, так как соотношение информации с самими собой стимулирует запоминание, порождая яркие ассоциации и личностные оценки. Также на руку процессам запоминания работает так называемый эффект контекста.

Эффект контекста

Память лучше сохраняет совокупность ощущений. Мы легче вспоминаем отдельные элементы в контексте некоего обобщающего события или ситуации. 

Так, мы куда охотнее покупаем те товары, знакомство с которыми произошло в приятной обстановке или связано с доставляющими удовольствие ароматами, музыкой и дизайном. Этим эффект контекста уместно сравнить с пазлом, разные части которого разбросаны по нескольким «файлам» памяти. Условная «папка» зрительной памяти содержит информацию о форме и цвете яблок, обоняние помнит его аромат, тактильная — гладкость, сочность, вес плода, его упругость, слуховая — хруст при надкусывании, а вкусовая, соответственно — вкус.

И именно в этом наша память отличается от камеры или фотоаппарата. Мы помним контекст. 

Не только видео или звук, но и палитру эмоций. Со временем эти ощущения могут искажаться из-за различных ошибок в работе памяти. Поэтому психологи советуют почаще вспоминать то, что хочется помнить как можно дольше. Но есть и другая проблема. Вполне возможно то, что вы в итоге вспомните, на самом деле никогда не происходило. Но, это, как говорится, совсем другая история.

В статье использованы материалы программы «Включай голову» телеканала «Наука»

Не верь воспоминаниям своим: даже кратковременная память может обманывать человека

Загадки мозга: жамевю, дежавере и эффект Манделы

Как рождается память: гиппокамп имеет свою «грамматику», показывает исследование

Самые ранние воспоминания все еще могут храниться в вашей голове — и вот почему