Войти в почту

Новосибирский вирусолог Чепурнов оценил риск появления зомби-вирусов из мерзлоты

21 января в британском издании The Guardian была опубликована статья об арктических зомби-вирусах из Сибири, которые могут стать причиной новых эпидемий и пандемий. В качестве аргумента приводятся результаты исследования вирусов, найденных в сибирских регионах в зоне вечной мерзлоты. Указывается, что эти вирусы, которым несколько десятков тысяч лет, сохранили способность заражать одноклеточные организмы. Специально для BFM-Новосибирск тему прокомментировал вирусолог, руководитель лаборатории по изучению особо опасных инфекций ФИЦ ФТМ Александр Чепурнов.

Новосибирский вирусолог Чепурнов оценил риск появления зомби-вирусов из мерзлоты
© Bfm.ru Новосибирск

– Александр Алексеевич, как можно оценить факты, изложенные в статье? Насколько реален риск возвращения древних вирусов из-за таяния вечной мерзлоты.

– Я посмотрел первоисточники, нашел работы этих авторов, на которых есть ссылка в материале. В том числе статью, в которой показано, что ученые действительно сумели изолировать (причем путем несложных, банальных, вирусологических манипуляций) вирусы одного из простейших. Ранее считалось, что вирусы или бактерии не могут выживать в таких условиях. Был опыт, когда не удалось изолировать живой вирус из трупов людей, погибших на северах из-за эпидемии оспы, которая произошла в начале прошлого века. Но вот сейчас ученые смогли это сделать. Результат показывает, что, к сожалению, вирусы (по крайней мере, вот эти конкретные вирусы) могут сохранять активность после столько длительного нахождения в условиях вечной мерзлоты. То есть это возможно.

– Означает ли это, что угроза есть и для животных, и для человека?

– Исследование показало возможность выживания вирусов в вечной мерзлоте. Важно, что такие работы прошли, это серьезные научные исследования. Какие-то выводы делать из полученных результатов, конечно, можно. Но для точной оценки угрозы, нужны дальнейшие исследования. Сейчас ученые не знают, какие возбудители остаются замороженными на северных территориях, и как они могут проявить себя.

– Границы вечной мерзлоты это понятие географическое, а не политическое. Районы вечной мерзлоты есть на севере Америки, Европы, Азии, в Антарктиде. Климат влияет на всей территории одинаково. Но в заголовках, которых сейчас тиражируются, именно Сибирь указана как место потенциальной угрозы. Что можно об этом сказать?

– Меня, как человека, который длительное время работал в организации, заточенной на биологическое противостояние, конечно, смущает, каким образом к зарубежным коллегам попадают образцы. Сами они сюда за ними приезжают или каким-то другим образом. В принципе они могли нарыть и оспенные образцы или что-то еще, что уж точно не надо им отдавать. На мой взгляд, они должны это делать либо в рамках какой-то коллективной работы, причем по заданию нашего правительства. Либо пусть работают где-нибудь на Аляске или в другом месте.

Есть еще один момент. Статья в The Guardian, скорее всего, является попыткой подвести общественное мнение к тому, что у нас на севере ничего не надо делать: ни Северный морской путь строить, ничего там не трогать и т.д., чтобы ничего не дай бог не выскочило. Это, конечно, полная ерунда. С большими проектами или без них там люди живут, работают, копают бивни мамонтов как минимум. Поэтому от этого не уйти. Плохо, что не мы изучаем эти вопросы.

Ранее BFM-Новосибирск рассказывал о том, что в Новосибирской области в двух очагах бруцеллезом заразились 10 человек.