Российские ученые нарушили кворум патогенных грибов новыми соединениями

Результаты работы, опубликованной в журнале International Journal of Molecular Sciences, получили поддержку гранта РНФ (№ 23-14-00092).

Российские ученые нарушили кворум патогенных грибов новыми соединениями
© АГРОXXI

Грибы могут вызывать заболевания у растений, животных и людей, однако, как и бактерии способны стать устойчивыми к противогрибковым препаратам. Поэтому ученые постоянно ищут новые варианты борьбы.

Исследователи кафедры химической энзимологии МГУ обратили внимание на сочетания металлов или металлосодержащих соединений и ферментов в качестве потенциальных компонентов новых противогрибных препаратов. Разные металлы и ферменты разрушают грибы по-разному, поэтому их комбинирование позволяет воздействовать на грибные колонии комплексно и более эффективно.

Металлы понижают устойчивость грибов и позволяют уменьшить дозу препарата. Они активизируют образование и накопление активных форм кислорода, что является основным механизмом действия противогрибных свойств металлов.

Ферменты, в свою очередь, воздействуют на грибные клетки, их белки, агенты защиты грибов и молекулы, отвечающие за чувство кворума. Разрушение этих молекул играет важную роль в защите от патогенных грибов.

«Чтобы понять, в каком направлении двигаться, мы провели масштабное аналитическое исследование и пришли к выводу, что наиболее перспективными оказываются сочетания гидролитических ферментов с наночастицами серебра или содержащими цинк металлоорганическими каркасами», – рассказывает автор исследования и исполнитель проекта, научный сотрудник химического факультета МГУ Ольга Маслова.

Ученые провели обширное аналитическое исследование и сделали вывод о том, что комбинации гидролитических ферментов с наночастицами серебра или цинксодержащими металлоорганическими каркасами являются наиболее перспективными.

Кератиназа, глюконаза или хитиназа в сочетании с наночастицами серебра, а также лактоферин с цинксодержащими металлоорганическими каркасами, демонстрируют наилучшие свойства.

Эти исследования помогут в разработке новых методов управления грибными популяциями. Впервые акцент был сделан на разрушении молекул, отвечающих за чувство кворума грибов. Теперь ученые планируют проверить активность комбинаций с использованием молекулярного моделирования.

(Источник: МГУ им. Ломоносова. Автор изображения: Анна Медведева, AgroXXI.ru).

Интересна тема? Подпишитесь на наши новости в ДЗЕН | Канал в Telegram | Группа VK.