Войти в почту

Человеческий потенциал: идея о наивысшем приоритете развития человека

Понятия "человеческий капитал" и "человеческий потенциал" в последнее время используются активно и повсеместно. Но так ли их понимают, как и когда появились эти термины, почему их не следует путать? Подробно на эти вопросы продолжает отвечать в дзен-канале "Татарский мир" кандидат социологических наук, старший научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Ольга Лаукарт-Горбачева.

Человеческий потенциал: идея о наивысшем приоритете развития человека
© Реальное время

Человеческий потенциал

Понятие "человеческий потенциал" имеет свою историю развития, также связанную с общественными трансформациями, становлением экономики знания и возрастанием значимости человеческого фактора. Первостепенная значимость человеческого фактора в развитии нового общественного уклада отразилась в идеологии возникшего в 1940-е гг. общественного движения за развитие человеческого потенциала. Сторонники этого движения считали необходимым развитие и реализацию имеющихся потенциальных нераскрытых (прежде всего экстраординарных) возможностей людей.

Более четкое осмысление и развитие данное понятие приобретает в концепции человеческого развития, возникшей в конце 1980-х гг. По инициативе Комитета ООН по планированию развития проводятся ряд исследований, положивших научное обоснование идеи о наивысшем приоритете развития человека и человеческого потенциала.

Фундаментальная ценность человека и его развития

На рубеже ХХ—ХХI вв. продолжается пропаганда и обоснование идеи фундаментальной ценности человека и его развития. Человек как главный субъект ставится в фокус перспектив социально-экономического развития государств. Разрабатываемые учеными и экспертами концептуальные положения заложили основы Программы развития ООН (ПР ООН) и отражаются в ежегодных докладах и "Отчетах о развитии человечества".

В широком смысле человеческий потенциал можно определить как способности, качества, готовность и возможности человека или группы людей, которые обуславливают их мотивацию, потребности, направления и результаты активности.

На национальном уровне человеческий потенциал является интегральной формой разнообразных свойств и характеристик населения страны, отражающих готовность, уровень и возможности его развития при определенных условиях.

Таким образом, можно сделать вывод, что человеческий капитал представляет "активный" сегмент человеческого потенциала.

Это те компетенции, способности, навыки, умения, которые используются на данный момент и приносят прибыль, доход их владельцу (человеку, организации, социальной группе или общности), или те, что производят, способствуют созданию общественных благ.

Человеческий потенциал при исключении из его состава человеческого капитала будет представлять собой "пассивные" элементы (умения, навыки, способности, компетенции). Составляющие "пассивного" сегмента человеческого потенциала разнородны.

Это и те способности, компетенции, которые устарели безвозвратно, не могут быть использованы в изменившихся экономических, производственных, социальных условиях. Это и те способности, навыки, которые устарели, но могут быть усовершенствованы и впоследствии опять стать "актуальными". Это и те способности, которые находятся в процессе своего развития.