Nature: вирусы-бактериофаги научили подавлять иммунитет бактерий

Международная группа ученых из Дании и Новой Зеландии открыла новый генетический механизм, позволяющий вирусам пробивать иммунную систему бактерий. Исследование опубликовано в научном журнале Nature. Бактерии выработали иммунитет к вирусам с помощью механизма, называемого CRISPR-Cas. Он работает путем взятия фрагментов ДНК бактериофага и встраивания в геном микроба. Таким образом бактерия составляет "картотеку" своих врагов и атакует патогены при их появлении. "Если вирус проникает, часть его ДНК добавляется в банк памяти, а затем в процессе превращается из ДНК в РНК. Каждая РНК действует как проводник, поэтому система CRISPR-Cas может правильно идентифицировать и уничтожить вторгшийся бактериофаг", — объяснил микробиолог доктор Дэвид Мэйо-Муньос из новозеландского университета Отаго. Однако вирусы научились обманывать CRISPR-Cas бактерий, добавив в свой геном фрагменты этой системы. Они используют их в качестве молекулярных имитаторов, способных полностью или частично вывести из строя защиту. По словам ученых, это открытие поможет сделать редактирование генов более безопасным и привести к созданию эффективных альтернатив антибиотикам.

Nature: вирусы-бактериофаги научили подавлять иммунитет бактерий