Войти в почту

В Самаре разработали защиту для ракетных и авиационных двигателей

Ученые Самарского университета имени Королева разработали и изготовили экспериментальный образец плазменного покрытия для защиты внутренних элементов ракетных и авиационных двигателей от экстремально высоких температур. Разработка также защитит двигатели энергоустановок и беспилотников.

В Самаре разработали защиту для ракетных и авиационных двигателей
© Российская Газета

Как сообщили в пресс-службе вуза, покрытие предотвратит разрушение сопел и камер сгорания, лопаток турбин и других элементов. По расчетам ученых, срок службы важнейших деталей агрегатов может увеличиться в два-три раза. А конструкторы в перспективе смогут создавать мощные двигатели, рассчитанные на более высокие рабочие температуры.

"Покрытие нанесено на небольшую пластину из жаростойкого материала, из которого обычно изготавливаются лопатки первой ступени турбины газотурбинного двигателя", - рассказал автор проекта, научный сотрудник Самарского университета имени Королева Михаил Гиорбелидзе.

Как объяснили разработчики, покрытие можно сравнить с кольчугой, состоящей из слоев плоских дискообразных частиц-чешуек, скрепленных между собой в особом порядке. Толщина одной такой "чешуйки" - от десяти до 20 микрометров, а толщина всей "кольчуги" - всего менее полумиллиметра.

"Сейчас идут основные испытания, которые должны определить термоусталостную долговечность покрытия. Экспериментальный образец периодически нагревается до рабочих температур горячего тракта современных газотурбинных двигателей и потом охлаждается до комнатной температуры. Специально для проведения этих испытаний в университете было создано новое оборудование, позволяющее определять не только термоусталостную долговечность, но и теплопроводность покрытия. Испытания завершатся примерно через полгода", - отметил Михаил Гиорбелидзе.

Отметим, этот проект получил финансирование Фонда содействия инновациям.