Академик Симон Мацкеплишвили: Заботиться о здоровье надо учить с детства
Как отодвинуть время наступления болезни? Сколько алкоголя полезно для сердца? Можно ли до старости сохранить сексуальную активность? Как ИИ помогает в работе кардиолога? Об этом "РГ" беседует с руководителем отдела кардиологии и сердечно-сосудистой хирургии Университетской клиники МГУ академиком Симоном Мацкеплишвили.
Болезни сердца уверенно держат первенство среди всех недугов человека. И вроде бы понятно почему: люди живут дольше, и именно сердце и сосуды в первую очередь испытают груз возраста.
Симон Мацкеплишвили: Увы! Возраст - один из основных факторов, приводящих к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Хотя немало сердечных страдальцев среди новорожденных. Есть такой термин "врожденный порок сердца". Почему он развивается? Причины разные. Более всего - наследственность, вредные привычки, определенные заболевания во время беременности. Но и в этом случае возраст родителей имеет большое значение, причем не только матери, но и отца.
Возраст родителей очень важен?
Симон Мацкеплишвили: Да. А нынешняя мода на просто знакомства вместо знакомства ради серьезных отношений, создания семьи, продолжения рода... Поверьте, такой подход противоречит биологической природе человека.
Биологическая природа? К ней есть претензии с точки зрения того же сердца и его болезней?
Симон Мацкеплишвили: Претензий нет. Но мы постоянно пытаемся в нее вмешаться. Причем не лучшими способами. Это и образ жизни, и экология, и невероятный уровень стресса, и вредные привычки... Да, достижения медицинской науки в области профилактики, диагностики и лечения сердечных недугов позволяют продлить жизнь, улучшить ее качество у большинства людей. Но, например, почти половина населения не знает о своем высоком артериальном давлении. Из тех, кто знает, почти половина не лечится. А из тех, кто лечится, почти половина лечится неправильно.
Бокал вина улучшает состояние сердечно-сосудистой системы, особенно для снижения количества инфарктов миокарда
К сожалению, так не только в кардиологии. Аналогичная ситуация, например, с сахарным диабетом. А увеличение продолжительности жизни, за которое мы так активно боремся, неминуемо сопровождается и, увы, будет сопровождаться ростом самых разных заболеваний, прежде всего, повторюсь, кардиологических, а также онкологических и нейродегенеративных. Так устроена природа.
Может, с этим надо смириться и принять как данность?
Симон Мацкеплишвили: Ни в коем случае! Достижения современной медицины способны значительно отодвинуть время наступления этих заболеваний.
Скажем, широкое внедрение методов искусственного интеллекта для раннего выявления и оптимального лечения множества болезней, основанных на использовании алгоритмов поддержки принятия врачебных решений, уверен, приведет с радикальному сокращению количества болезней системы кровообращения.
Приведу пример. Наши зарубежные коллеги создали модель, которая по обычной электрокардиограмме рассчитывает возраст пациента. Как оказалось, он зачастую отличается от возраста, который указан в паспорте. Причем отличается намного. Но самое удивительное, что возраст, рассчитанный этой моделью по ЭКГ здоровых людей, совершенно точно определял ожидаемую продолжительность жизни и вероятность смерти от сердечно-сосудистых причин.
Уверяю вас, ни один кардиолог, посмотрев на нормальную кардиограмму, не определит время наступления инфаркта или количество оставшихся лет жизни. Вот это и есть наглядная демонстрация возможностей искусственного интеллекта.
Почти половина населения не знает о своем высоком артериальном давлении. Из тех, кто знает, почти половина не лечится
Но эти удивительные достижения ставят другие, не менее важные вопросы, в том числе и этические. Что делать человеку, которому бездушная машина выдает, мягко говоря, такие негативные предсказания? Эти вопросы появились не сейчас. Когда мы научились расшифровывать геном и определять предрасположенность к тяжелым заболеваниям, долгое время оставалось непонятным, как человеку жить дальше с такой информацией. Сегодня есть возможности существенно снизить риски даже таких вроде бы неизбежных осложнений.
Но вернемся к кардиологии. Если контролировать всего несколько показателей - артериальное давление, уровень сахара и холестерина - можно предотвратить большую часть сердечно-сосудистых заболеваний. А самая лучшая таблетка, доступная, безопасная и практически бесплатная, которую рекомендую почти всем пациентам, - простая ходьба. Вообще изменение образа жизни - отдельная, порой непростая тема разговора с пациентами.
А что скажете про спиртное? В конце концов наука определилась, оно вредно или полезно? Если да, то в каких дозах?
Симон Мацкеплишвили: Теме влияния алкоголя на продолжительность жизни и здоровье, особенно сердечное, посвящено великое множество исследований. Сломано немало копий в попытке ответить на вопрос: пить или не пить? Причем часто бросались из крайности в крайность. Недавно американская ассоциация сердца даже выпустила специальные рекомендации по употреблению алкоголя.
В большинстве серьезных исследований доза алкоголя определялась по результатам заполняемой анкеты. А потом оказывалось, что многие скрывают реальное количество выпитого спиртного. Но вот наконец наши испанские коллеги в этом году опубликовали работу, в которой впервые определили количество принимаемого вина по концентрации винной кислоты в моче. Она выделяется только при употреблении винограда и получаемых из него напитков. Поэтому речь шла о людях, употребляющих вино или другой алкоголь, получаемый из виноградного сока.
Тем не менее доказано, что бокал вина 100 миллилитров улучшает состояние сердечно-сосудистой системы у пациентов с высоким риском сердечно-сосудистых осложнений. Особенно в отношении снижения количества инфарктов миокарда. А вот чрезмерное употребление алкоголя ассоциировано с тяжелыми последствиями для сердечно-сосудистой системы.
Но вино редко пьют в одиночку. Обычно это повод посидеть в хорошей компании, сказать тост. Словом, общаться. Взаимоотношения людей - насколько это важно для кардиологов?
Симон Мацкеплишвили: Крайне важно! Человек - существо социальное. И отношения в семье, с родственниками, друзьями, коллегами на работе порой не только определяют психологическое состояние, но и являются отражением внутренних недугов. Впрочем, как и наоборот.
А психологическое состояние врача? Многое ли зависит от того, в каком настроении доктор приходит на работу, общается с коллегами и пациентами или даже идет в операционную?
Симон Мацкеплишвили: Безусловно, важно! Медицина - непростая профессия, кардиология в особенности. Часто вспоминаю известную фразу, сказанную на Патриарших прудах: "Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!" Я часто привожу слова героев "Мастера и Маргариты". Этот роман просто кладезь цитат для кардиолога. Согласно американской статистике, большинство самых престижных и высокооплачиваемых профессий относятся к медицинским специальностям. Но и по уровню смертности и самоубийств наши коллеги тоже лидируют. Эти данные опубликованы, но уверен, что в большинстве развитых стран мира ситуация не очень отличается. Особенно в самых сложных профессиях - хирургии, анестезиологии, интенсивной терапии.
Так, может, проще пойти в стоматологи или косметологи. И стресса меньше, и зарплата повыше...
Симон Мацкеплишвили: Если бы так просто! Во-первых, настоящий врач, независимо от специальности, сопереживает пациенту, ищет все возможности помочь ему, в том числе и психологически. Помните, как сказал великий Владимир Михайлович Бехтерев: "Если больному после разговора с врачом не стало легче, то это не врач". Мне тут же возразят, что за время, отводимое доктору на общение с пациентом, даже анамнез собрать сложно. И я, пожалуй, соглашусь. Но это именно та область, где использование искусственного интеллекта может существенно облегчить задачу. Представьте, что пациент приходит на прием не только с готовыми анализами и обследованиями, но и с достаточно полноценно сформулированным диагнозом, определенными в ходе опроса "слабыми местами и красными флагами", на которые нужно обратить первостепенное внимание. Вот так я представляю первичное звено здравоохранения в будущем. И весь мир к этому движется.
Но возраст все-таки приносит свои ограничения. Вот, например, как быть с сексуальной активностью. Она с годами угасает. И для многих становится причиной серьезных переживаний.
Симон Мацкеплишвили: Сегодня мы можем обеспечить нормальное сексуальное здоровье людям не скажу что до глубокой старости, но до довольно серьезного возраста. Но тут важно сказать, что снижение сексуальной активности в подавляющем большинстве случаев является отражением снижения активности вообще. В первую очередь физической. Но есть и другая сторона медали. Особенно она важна для мужчин. Оказалось, что нарушения сексуальной функции, в первую очередь эректильная дисфункция, или, как еще говорят, половая слабость, могут быть напрямую связаны с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. С одной стороны, это повод обратиться к кардиологу и нередко предотвратить угрожающие осложнения, а с другой - нормализация артериального давления, сахара или холестерина, расширение физической активности могут практически полностью восстановить эректильную функцию и сохранить ее на долгие годы.
Даже в наше суперстрессовое время? Как управлять своими эмоциями?
Симон Мацкеплишвили: Сложный вопрос. Сейчас стресс преследует человека везде, что приводит к повышению уровня гормонов стресса, один из которых - адреналин. Его выброс вызывает повышение давления, частоты пульса, концентрации сахара в крови. Чтобы привести в норму эти показатели, я рекомендую физическую активность, особенно ускоренную ходьбу.
Но человек, увы, слаб и ленив. Постоянно находит оправдания, чтобы не ходить: нет времени, возможности, сил. Да и как заставить себя ходить бесцельно?
Симон Мацкеплишвили: Быть здоровым - разве это не цель? Один из выдающихся кардиологов современности Валентин Фустер уже не первый год внедряет в младших классах американских школ новый предмет Health - "Здоровье". Цель - привить полезные привычки и культуру здоровья с детских лет. В своей родной Барселоне он уже провел большое количество исследований и доказал: если с малых лет рассказывать детям, что такое здоровье, и учить их быть здоровыми, то они такими и вырастают. Тем более что детям играть в здоровье порой нравится больше, чем учиться писать, считать и читать.
А вообще хочу подчеркнуть, что, хотя постоянно появляются все новые методы диагностики, уникальные лекарственные препараты, роботы делают сложнейшие операции, крайне важен доверительный разговор врача с пациентом. Весь мир возвращается к этому. В этом гуманистическом развороте, убежден, будущее медицины.