Душевная баня по-камчатски
– Андрей, почему именно такое название?
– Мы называемся «Душевные ребята», но это не название бани, у бани как такового названия нет, это – про нас. Очень часто после парения нас называли душевными, и мы оставили это за собой – теперь это запатентованный бренд. Олицетворение любой бани –это люди. Баня наша родилась два года назад, через боль всех камчатских бань. Когда мы начинали парить, на Камчатке не было ни одной бани, которая полностью бы соответствовала всем параметрам, везде были проблемные места, создающие дискомфорт и для гостей, и для банщиков.
Свою баню мы создали из недостроенного деревянного дома, просчитав каждый сантиметр пространства. Учитывали, чтобы было удобно человеку заходить, раздеваться, сидеть, ну и в парилке, безусловно, все продумано. Привлекали камчатских мастеров по дереву, у нас эксклюзивный интерьер, высокая детализация. В гостиной стоит огромный деревянный стол, сделанный на заказ по нашему проекту. За ним могут свободно разместиться десять человек. Есть сеновал, где могут одновременно отдыхать после бани четыре человека. Парная вмещает сидя шесть человек, на персональное парение ложатся один или два человека, и могут работать одновременно два банщика. На втором этаже есть два массажных кабинета и прачечная. Будем делать новые бани, это пилотный проект.
– Как происходит процесс парения, для всех ли он одинаков?
– У нас сложилась определенная философия и концепция работы с людьми. Сначала мы с гостями обязательно садимся за стол попить чаю и немного поговорить – для того, чтобы человек смог расслабиться и начал потихоньку избавляться от тревоги и суеты. Банщик вникает в человека, настраивается на него, чтобы понять, какие задачи стоят в процессе парения. Если компания большая, то после чая мы всех приглашаем на первый пар. Тут банщик уже смотрит, кокой режим парения применять к каждому из гостей. Параллельно мы рассказываем о традициях парения, продолжаем налаживать контакт.

У нас в парилке нет термометра и измерителя влажности – это все мы подбираем под каждого гостя индивидуально, смотря на реакцию тела на смесь пара и жара. Когда я проходил обучение, нам рассказывали, что режим можно подобрать, исходя из типа телосложения и эмоционального состояния человека, но это оказалось невостребованной для меня информацией – далеко не всегда работает физиология и внешние моменты не дают картины. Например, двухметровому мужчине весом в 150 кг может подойти очень мягкий режим в 50 градусов и 30-40% влажности, а бывает, что миниатюрной девушке требуется более жесткий режим, когда у банщика уже ногти начинают гореть. Пока я не начну парить – я не пойму, кто у меня лежит под веником. У нас нет стандартизированных программ.
– Влияет ли настроение человека на выбор режима парения?
– Безусловно влияет, и задача банщика это почувствовать. Мы отличаемся от крупных банных центров, которые продают программы парения – там банщики парят очень хорошо, конечно. Но бывает так, что человек выбрал программу головой, а тело просит совсем другого. В парной происходит синергия банщика и человека под веником. Бывает, что мы включаем в бане спокойную музыку, фолк, драм-энд-бейс. Мне по наитию приходит мысль, что такую-то музыку надо включить или именно в этот момент пролить прохладной водой, и это всегда откликается. Я скажу, что это 99,9% попаданий. Это что-то свыше приходит, но всегда люди благодарят и говорят, что ты сделал именно то, что было необходимо. Есть крылатая фраза у банщиков: то что ты чувствуешь – истина. Нет неправильного в бане. Хороший банщик становится профессионалом, когда он не думает: первая приходящая мысль – истинна. Наш мозг сопротивляется первично приходящим мыслям, начинает их критиковать. Наша задача – не допускать критики первых мыслей.
– Расскажи о пользе бани, какое воздействие она оказывает на человека в целом?
– Профессор Владимир Ляхов изучал тепловое воздействие сауны, хамама и русской бани. Русская – примерно 60 градусов и 60% влажности – комфортно, сауна – вредоносна: жарко и сухо, тело страдает, если температура превышает 90 градусов. Хамам – 45 градусов и высокая влажность – не достаточно для прогрева тела, подходит для скрабирования. Так, русская баня: тело человека нагревается до температуры около 39 градусов – состояние лихорадки, но нам комфортно. Прогрев идет вглубь до 5 см, убиваются бактерии, начинается активное кровообращение и лимфа – канализация нашего организма, где собираются все токсины – разжижается и выходит наружу вместе с потом, происходит детокс. При контрастных процедурах после прогрева горячая кровь приливает к органам, и они начинают прогреваться. Это происходит даже без воздействия веников, просто от прогрева. А веники тоже приносят свою пользу за счет содержащихся в листьях веществ плюс вибрационное воздействие на кожу.

Это что касается доказательной медицины. Но есть еще влияние на тонкие тела человека, на душу. На Руси это называлось матрешка – символ множественного строения тонких тел человека. В бане идет воздействие пяти стихий – огонь (печка), вода (пар, проливание водой), воздух (тут понятно), земля (веники и сама баня) и пятый, забытый элемент – эфир или прана, как называют индусы. Я не знаю, как это работает, но после парения у человека на душе и в теле появляется легкость, и несколько дней голова его чиста – не лезут негативные мысли, жить становится легче. Баня очищает, это больше чем просто механика.
– В вашей бане в зоне сеновала есть музыкальные инструменты. Ведь они там не случайно?
– Банщики часто используют музыкальные инструменты. У каждого инструмента есть определенная вибрационная частота, влияющая на плотные и тонкие наши тела. Благотворно воздействует звук тибетской чаши, колокольчика. Звуки мы используем как завершающий этап парения. Например, камчатский шаманский бубен – для более глубокого проникновения в тело, для стабилизации той самой матрешки. Тибетские чаши хорошо влияют на энергоцентры человека, на чакры. Иногда я использую варган непосредственно при парении в четыре руки. Глюкофон используем, хотя он никак не влияет на человека, просто приятно звучит.

– Есть поверье про банного духа. Он существует?
– Банного духа зовут Банник. Есть и женский банный дух – Банниха или Задериха. Когда баня «намоленная», в ней появляется этот дух. Считается, что банные духи очищают пространство на высоком плане, я подметаю веником, а он прочищает эфир от темной энергии, которую человек оставил в бане. Я не видел, но иногда я чувствую, что в пространстве находится еще кто-то кроме меня. Я с большим уважением к этому отношусь. Заходя в парную, всегда приветствую Банника и благодарю после парения. Баня всегда считалась местом очищения и их никогда не строили в домах, всегда поодаль от основного жилья. Место переваривания темной энергии, сброшенной людьми.
– Расскажи о себе – чем привлекло искусство парения, в какой сфере был занят раньше?
– Я 11 лет служил на Камчатке в морских частях пограничных войск, по технической специальности. Коммуникацию «человек-человек» я даже и представить для себя не мог – всегда с железом возился. Но когда я дослуживал последний контракт, то отучился на персонального тренера по оздоровительной физкультуре, функциональному тренингу. Начал практиковать с друзьями и тут пошел интерес работать с людьми. Потом я стал гидом по Камчатке. Баня родилась во мне не просто так. Раньше я баню не любил, потому что там жарко. Но однажды попал на парение к профессиональной банщице, и понял, что такое настоящая баня! Я получил огромное удовольствие. Я плакал и смеялся одновременно – всеобъемлющее счастье, какого я не испытывал никогда. Спустя некоторое время, осознав, что со мной произошло, я понял, что хочу дарить такое счастье другим людям. Мы это в шутку называем эффектом почкования – когда один банщик создает другого банщика. Я начал интересоваться процессом парения, эта девушка дала мне азы искусства. После я начал ездить по России, учился у нескольких мастеров. Потом эти знания я собрал для себя воедино, отмел то, что мне не нравилось, что-то развил. Но мой главный учитель – это человек. На каждого надо настраиваться и это огромный опыт. Не знаю, кто больше удовольствия получает: банщик или человек под вениками. Я получаю удовольствие от процесса парения, от положительных эмоций человека. Ремесло дарить любовь и заботу.
– В соревнованиях принимал участие?
– После первого года моей работы с людьми в качестве банщика я озадачился вопросом о соревнованиях. Это сложная история, серьезная подготовка с личным тренером, строгие критерии оценки. Оценивается техника, работа с паром, пар проверяют на соответствие заявленным параметрам, внешний вид банщика, подготовка парной, веников – до сантиметра просматривается. В презентации надо рассказать о себе, о медицинских показаниях того, кто будет под вениками. На парение дается 20 минут. После судьи обоим задают вопросы. На отборочных соревнованиях на первенство России я занял второе место. Санкт-Петербург и Москва – очень серьезные конкуренты. У меня получилось. Но идти дальше я передумал. Я понял, что не нужны никакие соревнования, там оценивается лишь техническая часть. Никакой души. Человек – единственный судья для меня. Он скажет, хорошо или плохо. Он дает обратную связь это самое дорогое и ценное для меня.