Травмированных бойцов СВО реабилитируют с помощью арт-терапии
Минтруд утвердил стандарт услуги по социально-психологической реабилитации и абилитации инвалидов, получивших травму в связи с боевыми действиями. В него входят от 14 до 40 мероприятий в зависимости от тяжести диагноза. Адаптировать к мирной жизни военных будут с помощью арт-терапии, психодрамы и таких техник, как переработка негативных событий через движения глаз, постукивание по рукам или пощелкивание пальцами, а также с помощью головоломок, настольных и нейропсихологических карточных игр. «Парламентская газета» изучила документ.
С учетом состояния бойца
Реабилитировать получивших инвалидность участников СВО будут по единому стандарту, разработанному Министерством труда и социальной защиты. В зависимости от тяжести травмы адаптивный курс можно пройти в круглосуточном стационаре, в том числе с сопровождающим лицом, в дневном стационаре и на дому. Часть услуг по запросу инвалида могут оказывать дистанционно.
Все мероприятия проводят при наличии соответствующих рекомендаций в индивидуальной программе реабилитации и абилитации бойца — изолированно или в комплексе с другими видами помощи. В стандарт входят:
первичная и контрольная социально-психологическая диагностика, информирование, психологическое консультирование, включая семейное, психологическая коррекция, психологические тренинги, социально-психологическое просвещение.
При проведении социально-психологической диагностики медики должны оценить степень ограничений пациента — способность к самообслуживанию, контролю своего поведения, самостоятельному передвижению, общению, ориентации, обучению и трудовой деятельности. На каждого заводят реабилитационную или абилитационную карту.
Специалист обязан проинформировать инвалида о целях, задачах, содержании и ожидаемых результатах реабилитации, а также о количестве мероприятий. В зависимости от тяжести диагноза их может быть от 14 до 40 продолжительностью от 30 минут до полутора часов. Также участнику боевых действий должны рассказать о службах психологической поддержки и экстренной помощи и организациях, занимающихся реабилитацией и абилитацией.
От символдрамы до семейной терапии
Каждый этап, входящий в стандарт, направлен на проработку и решение определенных проблем, полученных в результате военной травмы. Так, в психологическое консультирование входит коррекция самосознания, самооценки, гармонизация психоэмоциональной сферы, купирование негативных переживаний и проявлений деструктивного и агрессивного поведения, профилактика суицида. Пациент должен обрести новый смысл жизни, решить внутрисемейные проблемы, развить свои творческие способности, восстановить нарушенные функции организма.
Психологические тренинги должны формировать навыки эффективной коммуникации и разрешения конфликтов, повышать уровень психологической защищенности, обучать техникам эмоционального контроля.
Социально-психологическое просвещение ставит целью мотивировать человека к саморазвитию, трудоустройству, получению образования, ведению здорового образа жизни, участию в различных сферах общественной, культурной, спортивной жизни. В качестве примера предложено знакомить реабилитантов с биографией людей с инвалидностью, которые добились успеха в какой-то области.
При реабилитации будут применять такие методы терапии, как десенсибилизация и переработка движением глаз (купируют негативные воспоминания через серию движений глаз, постукивание по рукам или пощелкивание пальцами), символдрама, когда внутренние переживания выражаются через образные символы, психодрама (разыгрывание жизненных сценариев), арт-терапия, снимающая стресс через творчество, гештальт-терапия (проработка внутриличностных конфликтов в настоящем моменте), семейная психотерапия и другие.
Оценка эффективности
Согласно стандарту, организация, оказывающая реабилитационную помощь, должна иметь в штате медицинского психолога или просто психолога. Среди других рекомендуемых специалистов — логопед (афазиолог), психотерапевт, сексолог, психиатр, переводчик русского жестового языка, тифлосурдопереводчик.
В стандарте также указан примерный перечень необходимого оборудования. Это различные программы, развивающие комплекты, наборы и карточки для тестирования и улучшения памяти, тренажеры для развития внимания, головоломки, настольные игры, домино, лото, нарды, шашки и шахматы, сенсорные мешочки, доски Сегена, счетные палочки Кюизенера, развивающие и звуковые панели, музыкальные инструменты. Кроме того, рекомендовано оборудовать сенсорные комнаты, световые столы для рисования песком, сенсорные тропы для ног, настенные панели для эрготерапии и приобретать различные устройства для тренировки рук, ног и тела.
По окончании реабилитации оценивается ее эффективность в баллах, включая и удовлетворенность результатами самого пациента.
«Услуга признается эффективной, если общее количество баллов составляет 4 и более. Если общее количество баллов менее 4, то социально-психологическая реабилитация и абилитация считается нерезультативной», — говорится в приказе Минтруда.
Данные первичной и повторной контрольной диагностики заносят в реабилитационную карту, которую в течение 10 дней после прохождения курса отправляют в Минтруд.
Легче предупредить
Психологическое сопровождение людей, вернувшихся домой после СВО, а тем более получивших ранение или увечье, необходимо, уверена зампред Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Соломатина.
«У нас на передовой огромная армия людей, которые должны быстро адаптироваться к мирной жизни. Когда человек три года на войне — у него, конечно, меняются и мировоззрение, и поведение, и социальная адаптация. Он там привык реагировать на все очень быстро — передергиванием затвора автомата. Поэтому, конечно, им нужна помощь специалистов. Кому-то, может, и нескольких часов достаточно, кому-то нужен целый курс, а кому-то необходимо лечение у психиатра в амбулаторных либо стационарных условиях», — отметила депутат.
Соломатина подчеркнула, что реабилитация и абилитация поможет бойцам не только адаптироваться к мирной жизни, но и научиться самоконтролю:
«У меня есть опыт работы с «афганским» центром. Я видела людей, которые вроде бы адекватны, но любой источник раздражения может привести к необратимым последствиям как для этого человека, так и для тех, кто в это время будет находиться с ним рядом. Поэтому предупредить всегда лучше, чем потом разгребать последствия». Депутат обратила внимание на то, что сейчас не хватает хороших психологов и психотерапевтов, зачастую этим занимаются люди без соответствующего образования.
«Нужен контроль, к какому специалисту пойдет человек, нужна обратная связь. Поэтому важна разработка стандарта, оценка эффективности этой работы — от этого будут зависеть государственные финансовые вливания и организационно- методические мероприятия», — заключила депутат.