Пробки в метро – из-за них! Кто и почему портит жизнь всем москвичам

Каждый день миллионы москвичей используют метро. Кажется, что нет ничего проще: зашел, доехал, вышел. Но есть невидимый фронт, на котором разворачиваются настоящие баталии – обычный эскалатор. Те, кто «просто хотел пройти», против тех, кто «имеет право стоять, где хочет». Эта война длится годами, но мало кто знает, что правила давно поменялись.

Пробки в метро – из-за них! Кто и почему портит жизнь всем москвичам
© runews24.ru

«Я опаздываю, пропустите меня»

Помните эту сакраментальную фразу, которую вдалбливали в головы пассажиров десятилетиями? «Стойте справа, проходите слева». Вместе с «Осторожно, двери закрываются» эта команда превратилась в священную мантру для каждого московского пассажира.

И, казалось бы, что может быть логичнее? Правая сторона для тех, кому некуда спешить, левая – для опаздывающих на важные встречи, студентов, бегущих на экзамен, и просто бодрых граждан, предпочитающих не терять ни минуты.

Но реальность оказалась куда сложнее. Попробуйте в час пик встать на левую сторону эскалатора – и вы тут же превратитесь в главного злодея всего метрополитена.

«Нередко я оказывалась тем ненавидимым со всех сторон человеком, который первым ступал на левую полосу эскалатора и замирал там. Боже, какой шквал возмущения обрушивается на голову человека, осмелившегося так поступить! Сзади возмущенно требуют посторониться, дать дорогу. И ведь уверены в своей правоте, мол, какая-то безмозглая овца встала как вкопанная и мешает всем нормально передвигаться», – рассказывает о своих впечатлениях одна из постоянных пользовательниц столичной подземки.

А ведь дежурный только что объявил, что нужно занимать обе стороны. Но многие этого словно не слышат – им нужно срочно бежать!

Ученые против бегунов

Как ни странно, но наука встала на сторону «стояльцев». Британские ученые (да-да, те самые) провели исследования и выяснили удивительный факт: если заставить всех пассажиров стоять на обеих сторонах эскалатора, пропускная способность увеличивается почти на треть!

Математики Лукас Добровски и Шивам Десаи решили провести живой эксперимент и отправились на одну из станций лондонской подземки. То, что они там увидели, перевернуло все представления о логике движения! Оказалось, что люди, просто стоящие на ступеньках, располагаются через одну, а вот любители пройтись пешком оставляют между собой аж по две пустые ступени. Вот так сюрприз – те, кто шагает, фактически расходуют больше драгоценного пространства, чем те, кто спокойно стоит.

Да, «бегуны» преодолевают эскалатор за 26 секунд против 40 у тех, кто стоит. Но если убедить всех стоять, то общая пропускная способность значительно увеличится.

Психология толпы

Суть проблемы кроется не столько в конструкции движущихся лестниц, сколько в типичном поведении пассажиров. Любой, кто хоть раз сталкивался с утренней или вечерней давкой московской подземки, наверняка замечал парадоксальную картину: у подножия эскалатора толчея и давка, а сама лента заполнена от силы наполовину. Взгляните на эскалатор, ведущий наверх – и вы увидите, что по левой стороне почти никто не едет, пустые ступеньки уплывают вверх.

Причина этого парадокса до смешного проста: народ из хаотичной массы выстраивается в одну линию, занимая только правую полосу, и невольно создает затор для всех. И что самое нелепое – чтобы пройти по свободной левой стороне, пассажиру сначала нужно протолкаться через всю эту очередь! 

К тому же проблему усугубляют новые типажи пассажиров – любители рюкзаков за спиной и вечно уткнувшиеся в телефоны сограждане. Между обычным человеком и таким «смартфонным зомби» в правом ряду образуется уже не одна, а целых 2-3 пустые ступеньки. В результате этой моды эскалаторы работают всего на четверть своей реальной возможности перевозить людей.

Революция в правилах

Несколько лет назад в правила пользования метрополитеном добавили новый пункт:

«В условиях увеличенных пассажиропотоков, по указанию работников метрополитена, заполнять левую и правую стороны ступеней эскалаторного полотна».

Теперь дежурные у эскалаторов при скоплении народа объявляют, чтобы пассажиры занимали обе стороны. И это не просто прихоть, это серьезное решение, основанное на расчетах.

Московский метрополитен даже разместил специальные плакаты в вагонах метро, объясняющие, почему в час пик нужно занимать обе стороны эскалатора:

«Если занимать обе стороны эскалатора, то на подъем (или спуск) у всех уйдет меньше времени. Кроме того, количество людей перед эскалатором будет значительно меньше, и значит — и толкаться никто не будет».

Инженерный подход против хаоса

Интересный выход из ситуации нашли транспортные инженеры — установка конструкций под названием «толполомы» прямо перед началом эскалатора по его центральной линии. Эти хитрые разграничители творят чудеса: хаотичная масса людей мгновенно разделяется на два упорядоченных потока. Оказавшиеся с левой стороны от «толполома» так и продолжат движение по левым ступенькам, не перебегая на правую сторону. А те, кто оказался справа, чинно займут правый ряд. Красота еще и в том, что количество людей в обеих очередях будет выравниваться само — новые пассажиры интуитивно выберут ту линию, где народу поменьше.

Кто прав?

Но не все согласны с такими переменами. Пост метрополитена о правильном поведении на эскалаторе вызвал ожесточенные дискуссии. Пассажиры разделились на два лагеря.

«Пожалуйста, не занимайте обе стороны эскалатора, особенно на Бауманской. Вы рискуете стать врагом народа в лице всех студентов», — написал один из пользователей.

Другие поддержали идею метрополитена, указывая на опасность ходьбы по движущемуся эскалатору и возможные травмы.

А истина, как всегда, где-то посередине. Математика подсказывает, что во время пиковых нагрузок эффективнее стоять на обеих сторонах. В остальное время можно придерживаться старого правила: стоять справа, проходить слева.

Но готовы ли мы отказаться от привычки, которую нам годами вбивали в голову? Психологически это очень сложно. Первыми, кто решится встать на левую сторону эскалатора в час пик, будут настоящие герои. Они примут на себя недовольство «бегунов» и непонимающие взгляды.

Кто победит в этой битве – покажет время. А пока войны за место на эскалаторе продолжаются каждый день в подземных тоннелях столицы.