Пробки в метро – из-за них! Кто и почему портит жизнь всем москвичам
Каждый день миллионы москвичей используют метро. Кажется, что нет ничего проще: зашел, доехал, вышел. Но есть невидимый фронт, на котором разворачиваются настоящие баталии – обычный эскалатор. Те, кто «просто хотел пройти», против тех, кто «имеет право стоять, где хочет». Эта война длится годами, но мало кто знает, что правила давно поменялись.
«Я опаздываю, пропустите меня»
Помните эту сакраментальную фразу, которую вдалбливали в головы пассажиров десятилетиями? «Стойте справа, проходите слева». Вместе с «Осторожно, двери закрываются» эта команда превратилась в священную мантру для каждого московского пассажира.
И, казалось бы, что может быть логичнее? Правая сторона для тех, кому некуда спешить, левая – для опаздывающих на важные встречи, студентов, бегущих на экзамен, и просто бодрых граждан, предпочитающих не терять ни минуты.
Но реальность оказалась куда сложнее. Попробуйте в час пик встать на левую сторону эскалатора – и вы тут же превратитесь в главного злодея всего метрополитена.
«Нередко я оказывалась тем ненавидимым со всех сторон человеком, который первым ступал на левую полосу эскалатора и замирал там. Боже, какой шквал возмущения обрушивается на голову человека, осмелившегося так поступить! Сзади возмущенно требуют посторониться, дать дорогу. И ведь уверены в своей правоте, мол, какая-то безмозглая овца встала как вкопанная и мешает всем нормально передвигаться», – рассказывает о своих впечатлениях одна из постоянных пользовательниц столичной подземки.
А ведь дежурный только что объявил, что нужно занимать обе стороны. Но многие этого словно не слышат – им нужно срочно бежать!
Ученые против бегунов
Как ни странно, но наука встала на сторону «стояльцев». Британские ученые (да-да, те самые) провели исследования и выяснили удивительный факт: если заставить всех пассажиров стоять на обеих сторонах эскалатора, пропускная способность увеличивается почти на треть!
Математики Лукас Добровски и Шивам Десаи решили провести живой эксперимент и отправились на одну из станций лондонской подземки. То, что они там увидели, перевернуло все представления о логике движения! Оказалось, что люди, просто стоящие на ступеньках, располагаются через одну, а вот любители пройтись пешком оставляют между собой аж по две пустые ступени. Вот так сюрприз – те, кто шагает, фактически расходуют больше драгоценного пространства, чем те, кто спокойно стоит.
Да, «бегуны» преодолевают эскалатор за 26 секунд против 40 у тех, кто стоит. Но если убедить всех стоять, то общая пропускная способность значительно увеличится.
Психология толпы
Суть проблемы кроется не столько в конструкции движущихся лестниц, сколько в типичном поведении пассажиров. Любой, кто хоть раз сталкивался с утренней или вечерней давкой московской подземки, наверняка замечал парадоксальную картину: у подножия эскалатора толчея и давка, а сама лента заполнена от силы наполовину. Взгляните на эскалатор, ведущий наверх – и вы увидите, что по левой стороне почти никто не едет, пустые ступеньки уплывают вверх.
Причина этого парадокса до смешного проста: народ из хаотичной массы выстраивается в одну линию, занимая только правую полосу, и невольно создает затор для всех. И что самое нелепое – чтобы пройти по свободной левой стороне, пассажиру сначала нужно протолкаться через всю эту очередь!
К тому же проблему усугубляют новые типажи пассажиров – любители рюкзаков за спиной и вечно уткнувшиеся в телефоны сограждане. Между обычным человеком и таким «смартфонным зомби» в правом ряду образуется уже не одна, а целых 2-3 пустые ступеньки. В результате этой моды эскалаторы работают всего на четверть своей реальной возможности перевозить людей.
Революция в правилах
Несколько лет назад в правила пользования метрополитеном добавили новый пункт:
«В условиях увеличенных пассажиропотоков, по указанию работников метрополитена, заполнять левую и правую стороны ступеней эскалаторного полотна».
Теперь дежурные у эскалаторов при скоплении народа объявляют, чтобы пассажиры занимали обе стороны. И это не просто прихоть, это серьезное решение, основанное на расчетах.
Московский метрополитен даже разместил специальные плакаты в вагонах метро, объясняющие, почему в час пик нужно занимать обе стороны эскалатора:
«Если занимать обе стороны эскалатора, то на подъем (или спуск) у всех уйдет меньше времени. Кроме того, количество людей перед эскалатором будет значительно меньше, и значит — и толкаться никто не будет».
Инженерный подход против хаоса
Интересный выход из ситуации нашли транспортные инженеры — установка конструкций под названием «толполомы» прямо перед началом эскалатора по его центральной линии. Эти хитрые разграничители творят чудеса: хаотичная масса людей мгновенно разделяется на два упорядоченных потока. Оказавшиеся с левой стороны от «толполома» так и продолжат движение по левым ступенькам, не перебегая на правую сторону. А те, кто оказался справа, чинно займут правый ряд. Красота еще и в том, что количество людей в обеих очередях будет выравниваться само — новые пассажиры интуитивно выберут ту линию, где народу поменьше.
Кто прав?
Но не все согласны с такими переменами. Пост метрополитена о правильном поведении на эскалаторе вызвал ожесточенные дискуссии. Пассажиры разделились на два лагеря.
«Пожалуйста, не занимайте обе стороны эскалатора, особенно на Бауманской. Вы рискуете стать врагом народа в лице всех студентов», — написал один из пользователей.
Другие поддержали идею метрополитена, указывая на опасность ходьбы по движущемуся эскалатору и возможные травмы.
А истина, как всегда, где-то посередине. Математика подсказывает, что во время пиковых нагрузок эффективнее стоять на обеих сторонах. В остальное время можно придерживаться старого правила: стоять справа, проходить слева.
Но готовы ли мы отказаться от привычки, которую нам годами вбивали в голову? Психологически это очень сложно. Первыми, кто решится встать на левую сторону эскалатора в час пик, будут настоящие герои. Они примут на себя недовольство «бегунов» и непонимающие взгляды.
Кто победит в этой битве – покажет время. А пока войны за место на эскалаторе продолжаются каждый день в подземных тоннелях столицы.