Евгений Гордон: "До 10-12% выездов "скорой помощи" нерезультативны"
- Как произошло ваше возвращение на пост руководителя станции скорой помощи?
- Ситуация сложилась следующим образом: меня пригласил на беседу министр здравоохранения Самарской области Андрей Евгеньевич Орлов. На тот момент я работал в территориальном фонде ОМС помощником директора. Ранее, с 2012 по 2016 год, я уже возглавлял одновременно Самарский областной центр медицины катастроф и Самарскую станцию скорой медицинской помощи. Вероятно, именно это стало поводом для приглашения.
За те четыре года мне удалось многое сделать, и мне не стыдно об этом говорить. Был достигнут значительный прорыв: только по Самаре количество выездных бригад увеличилось с 35-40 до 55-60. Когда я уходил, ситуация была стабильной. Эти изменения - не только моя заслуга, это результат общей тенденции и решений на уровне области.
Почему ушел? Не было особых причин - просто решил сменить сферу деятельности. Служба стабилизировалась, и на тот момент я посчитал, что могу двигаться дальше.
- Как вас встретил коллектив, когда вы вернулись?
- Я бы не стал оценивать реакцию коллектива - это субъективно. Но до сих пор здесь работают сотрудники, с которыми я работал вместе еще в 2012-2016 годах. Это можно отметить. Есть и те, кого я сам в свое время назначил на определенные должности, - высококвалифицированные, добросовестные специалисты. Это, конечно, приятно видеть.
- Какие задачи вы поставили перед собой в первый день на новом посту?
- Если честно, в первый день я не стал ставить перед собой каких-то амбициозных целей. Моей главной задачей было поэтапно вникнуть в происходящие изменения, понять, что уже реализовано, что требует внимания и какие шаги необходимо предпринять в ближайшей перспективе.
Пока еще прошло только два месяца с момента, как я вновь занял эту должность. Сейчас идет процесс оптимизации - не революционной, а постепенной. Я считаю, что только поэтапная работа дает результат, особенно в такой чувствительной системе, как скорая помощь.
- Какие, на ваш взгляд, проблемы службы скорой помощи сегодня являются первоочередными?
- Кадры. Кадровый дефицит - это самая острая проблема. Проблема носит системный характер и выходит за рамки одного учреждения.
Есть два ключевых понятия: обеспеченность и укомплектованность. Обеспеченность - это, условно говоря, количество специалистов на 10 тысяч населения. А укомплектованность - это процентное соотношение между штатным расписанием и фактическим числом сотрудников. Иногда эти термины путают, но они имеют разные смыслы, и оба важны для понимания реальной ситуации.
С этим надо работать: понимать, где и какие резервы есть, какие специальности в дефиците и как их восполнять.
- На кого или на что вы ориентируетесь при решении проблемы кадров?
- В значительной степени ориентируемся на Самарский медицинский колледж имени Ляпиной и его филиалы. Его выпускники составляют важную часть пополнения наших кадров, и мы уже давно сотрудничаем.
Кстати, Сергей Федорович Багненко, главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи Минздрава РФ, уже давно ввел в обиход термин "фельдшеризация" скорой помощи. Это значит, что со временем доля фельдшерских бригад увеличивается, в то время как число врачебных уменьшается. Такая тенденция прослеживается давно, и мы, по сути, ее сегодня реализуем. В условиях дефицита врачей это одна из возможных моделей развития службы.
Так что сейчас мы внимательно отслеживаем все процессы, собираем данные, работаем с учебными учреждениями и адаптируемся к изменениям в системе здравоохранения.
- Как удается обеспечивать своевременное реагирование на вызовы в условиях кадрового дефицита?
- Есть определенное количество сотрудников, которые совмещают. Это приветствуется. Конечно, нагрузка у всех разная. И если смотреть на то, как это иногда преподносится в отдельных СМИ, - это не совсем объективно. Некоторые публикации создают искаженную картину. Например, утверждается, что у профильных бригад нагрузка якобы зашкаливает. Но на самом деле, если говорить откровенно, она не запредельная. Это важно понимать.
Такая формулировка, кстати, и фигурировала в ряде электронных СМИ - "запредельная нагрузка". Это преувеличение. Некоторые издания, особенно электронные, подают информацию эмоционально, не проверив ее. Они не запрашивают официальные данные, не уточняют цифры, а публикуют то, что, по сути, является личным мнением - субъективной интерпретацией, поданной как факт. По этим публикациям даже запросов не поступало.
- Сколько сейчас автомобилей в распоряжении станции?
- Сегодня в наличии 123 собственных автомобиля и 61 автомобиль, который предоставляется по аутсорсингу ООО "РТ-социальная сфера". В мой предыдущий срок работы, с 2012 по 2016 год, такого не было - тогда использовались только собственные автомобили.
Поставки автомобилей и обновление автопарка периодически обсуждаются. Это вопрос очень важен, и он находится в повестке. И на региональном, и на федеральном уровне рассматриваются меры по дальнейшему укреплению службы скорой помощи.
- А как с водителями? Хватает ли их?
- Что касается водителей - на собственный автопарк их хватает. Количество бригад выстраивается исходя из количества медицинского персонала. А вот автомобили, которые предоставляет "РТ-социальная сфера", комплектуются полностью этой организацией. Они не просто предоставляют машины - они же обеспечивают их и водителями. Это входит в их зону ответственности по контракту. Мы получаем уже укомплектованные автомобили - и по транспорту, и по водителям.
- Сколько подстанций скорой помощи в городе?
- Восемь подстанций. Центральная подстанция расположена на улице Больничной, Самарская с 1940 года находится на улице Фрунзе. Советская подстанция работает на улице Гагарина, Промышленная - в непосредственной близости от больницы имени Семашко. Кировская подстанция располагается на улице Тополей, рядом с поликлиникой №1. Также есть Красноглинская и Куйбышевская подстанции, каждая - в пределах своего района. И подстанция на улице Елизарова - на Металлурге. Это единственная подстанция, построенная с нуля, финансирования тогда добился Владислав Романов, возглавлявший горздрав. Ныне он директор территориального фонда ОМС. Елизаровскую подстанцию построили в 2007 году - она обслуживает крупный, заводской район, и ее появление значительно улучшило охват.
- А на уровне региона как устроена служба?
- Ранее в регионе было четыре станции: Самарская, Новокуйбышевская, Тольяттинская и Сызранская. Сейчас остались три станции и одно отделение. После объединения Сызранская станция вошла в состав объединенной структуры и теперь называется не станцией, а отделением скорой помощи.
Кроме того, к этим станциям были присоединены сельские районы - по определенной схеме. Это направление работы очень специфичное: количество медиков в разных районах было и остается неравномерным. Присоединение сельских подразделений началось еще в 2019 году, и этот процесс шел поэтапно.
Сейчас составляется смета на капитальный ремонт помещения для будущего единого диспетчерского центра по всей области.
- Какова роль этого центра?
- Он, по сути, станет мозгом всей системы. Ведь речь идет о создании единого оперативного отдела, который будет работать на всю область. Именно туда будет стекаться вся информация, там будет производиться расстановка всех бригад и координация их действий. То есть полное управление в режиме реального времени.
Это действительно серьезный, глобальный шаг. Его реализация не так проста, как может показаться, и требует масштабной подготовки. Сейчас мы с министерством здравоохранения совместно работаем над этим направлением: и над нормативной базой, и над организационной и технической частью.
- Как распределяются вызовы между подразделениями?
- Надо понимать, что в системе здравоохранения, кроме службы скорой помощи, работает и первичное звено - амбулаторно-поликлиническая служба. Там есть свои подразделения, в том числе отделения неотложной помощи. Они, конечно, не охватывают все участки на 100%, есть и там кадровые проблемы. Но часть вызовов - тех, что относятся к неэкстренной категории - мы передаем именно в поликлиники.
Речь идет об отделениях неотложной помощи, которые работают в структуре поликлиник. И эта передача вызовов регулируется - есть соответствующий приказ. Все строго регламентировано. Мы разделяем вызовы по степени срочности: экстренные остаются за нами, а неотложные - по возможности - уходят в поликлиники. Это позволяет нам разгрузить бригады скорой помощи и сконцентрироваться на действительно срочных случаях.
Есть четкое разграничение: экстренная помощь - это угроза жизни, неотложная - угроза здоровью.
- Как организована работа при массовых происшествиях? Кто принимает решения в оперативных ситуациях?
- Такие случаи у нас проходят через оперативный отдел (он же "03"). За организацию работы, помимо руководителя, круглосуточно отвечают старшие врачи. Это, как правило, опытные сотрудники, проработавшие много лет на выездах, в составе бригад скорой помощи. Сейчас они работают в оперативном управлении, знают все алгоритмы действий при различных чрезвычайных ситуациях. Это настоящие профессионалы, которые оперативно принимают решения и координируют работу всех звеньев.
- Какие нововведения планируются во взаимодействии с амбулаторным звеном?
- Мы уже вновь внедрили одну важную практику. Сейчас осуществляется регулярный анализ повторных вызовов от одних и тех же пациентов. Эта информация направляется в поликлиники по территориальному принципу, что позволяет амбулаторному звену прорабатывать ситуацию индивидуально - выявлять причины, по которым пациент регулярно вызывает скорую, и принимать меры. Такая работа помогает снизить нагрузку на "скорую помощь". Если в поликлиниках будет организован индивидуальный подход к таким пациентам - а их немало, - то и у нас освободится ресурс для действительно экстренных случаев.
- Стало быть, есть пациенты, которые злоупотребляют вызовами?
- Конечно. Таких пациентов определенное количество. Есть и такие, кто злоупотребляет вызовами без каких-либо оснований. Мы, разумеется, не можем отказать: вызывают - значит, должны ехать. Бывает, что адрес указан неверно, дверь не открывают. Или, например, сердобольные граждане вызывают "скорую", увидев, что кто-то сидит на остановке и, по их мнению, чувствует себя плохо.
Мы приезжаем, а человек просто задремал, может быть, под хмельком. И ему, по большому счету, помощь не требуется - через пару минут он встает и уходит. Такие случаи составляют до 10-12% общего количества вызовов.
Каждый вызов занимает место в очереди. А в это время кто-то действительно нуждается в помощи. К тому же есть еще один важный момент - неравномерность поступления вызовов. Вечером, особенно в определенные часы, вызовов значительно больше. А если это еще совпадает с пробками, то доехать становится сложнее.
- В какие часы нагрузка на "скорую" особенно высока?
- Примерно с 18 до 22 часов - пиковое время, очень много вызовов. Почему - непонятно. Люди возвращаются с работы, может, замечают недомогания. Бывает, часто вызывающие тоже в это время активизируются.
- Что вы считаете своей главной задачей сегодня?
- Самое важное - организовать людей. Все начинается с этого. Чтобы бригада выехала на вызов, нужно многое, и прежде всего обеспечить кадры: подобрать, обучить, поддержать. Далее - скоординировать работу кадровой службы, бухгалтерии, технического отдела, службы снабжения. Обеспечить топливом, ремонтом, коммунальными ресурсами - все это влияет на конечный результат.
Не стоит забывать и о медтехнике - она должна быть постоянно в рабочем состоянии, вовремя ремонтироваться и проверяться - и автомобильная техника, и сугубо медицинская. А еще медикаменты - их тоже нужно вовремя закупить, проследить за хранением и распределением.
Есть подразделения, которые не на виду, но они критически важны - тот же оперативный отдел, дежурный штаб. Все это должно работать как единый организм.
- Кто занимается узкими медицинскими вопросами в структуре?
- У меня два заместителя по медицинской части, плюс руководители профильных отделов. Я сам больше сосредоточен на организационно-управленческой работе, стратегических задачах. Это и есть суть должности. В законодательстве четко прописано, кто такой директор медицинской организации и в чем его зона ответственности.
- Что еще для вас важно в работе сегодня?
- Конечно, важно сохранить и поддержать профессионалов. Люди - главное. У нас есть система социальных выплат - как федеральных, так и региональных. Одна из таких мер начала действовать с 1 апреля.
- Какое управленческое кредо вы для себя сформулировали?
- Не врать - ни в коем случае. Отвечать за свои слова и за принятые решения. Это, может, и звучит просто, но, по сути, это основа любой управленческой культуры. Бывает, что не сразу появляется понимание у сотрудников, особенно когда речь идет о сложных или непопулярных решениях. Но когда принятые меры начинают работать и дают результат - это должно быть видно и понятно всем.
- Какие подходы вы исповедуете в работе с коллективом?
- Прозрачность, последовательность и уважение. Очень важно, чтобы любое управленческое решение не стало неожиданностью для коллектива. В работе с людьми нужно быть честным. Даже если ситуация сложная, решение непростое - нужно уметь его донести правильно. Только так можно сохранить доверие.
- Как оцениваете изменения в системе, произошедшие за последние годы?
- Все меняется. И психология сотрудников, и поведение сограждан. Не всегда в лучшую сторону, к сожалению. Но важно помнить: сотрудники "скорой" - это не абстрактные люди. Это наши соседи, одноклассники, родственники. Те, с кем вы живете на одной улице, в одном подъезде. Или с кем вместе учились ваши дети. Они не с Марса прилетели - это люди из нашего с вами окружения.