Россия без водки? Правительству советуют снизить градус

Росстат отчитался о демографической ситуации в России за первые два месяца 2024 года. Темпы рождаемости примерно те же, зато смертность внезапно выросла, в отдельных регионах – сразу на 34%. Почему?

Россия без водки? Правительству советуют снизить градус
© Свободная пресса

Дело дошло до того, что тревогу забил министр здравоохранения Татарстана Марсель Миннуллин. Причины чиновник называет разные, но упор делает на то, что несознательное население, дескать, вовремя не проходит диспансеризацию и не следит за своим здоровьем.

Но дело, как выяснилось, не только в Татарстане. Смертность неожиданно начала расти по всей России. Самые высокие темпы – в Вологодской области: 18,3%. На 16-17% выросла смертность на Алтае, в Якутии, во Владимирской, Ивановской, Калининградской, Костромской, Тверской и Ярославской областях. Сразу за ними с 15,9% идет Петербург. В Москве за первые два месяца 2024 г. умерли 17500 человек, что на 13% больше, чем год назад.

– Ситуация со смертностью в Татарстане, о которой сообщил министр здравоохранения этой республики, типична для страны. Просто Татарстан – высокоурбанизированный регион, поэтому там ярко отражаются процессы, которые происходят во всей стране. Первая и главная причина, по моим данным, в том, что люди начали злоупотреблять крепкими спиртными напитками. Есть, разумеется, и другие причины, но именно эта неожиданно вышла на первый план. Несмотря на то, что закрыли алкомаркеты в жилых домах. Водочное лобби наступает. А в Татарстане к тому же несколько спиртовых заводов, – заявил «СП» независимый демограф Алексей Ракша.

Действительно, в России впервые за десять лет зафиксирован рост случаев постановки диагноза «алкогольная зависимость». Такие данные приводит Росстат в сборнике «Здравоохранение в России-2023».

Дело дошло до того, что кабмин утвердил концепцию сокращения потребления алкоголя до 2030 года. Этот документ направлен, в частности, на снижение смертности из-за этой пагубной привычки.

Что собираются делать власти, чтобы искоренить в России алкоголизм и научить народ пить правильно? С таким вопросом мы обратились к члену антитабачной и антиалкогольной ассоциации АТАКА, председателю Лиги защиты прав пациентов Александру Саверскому.

– Сегодня до 300 тысяч человек в год умирают в результате употребления крепкого алкоголя. Итог злоупотребления спиртным – острые отравления, сердечно-сосудистые недуги, цирроз. Злоупотребление алкоголем – одна из главных причин смертности в России. Государству, на мой взгляд, уже пора определиться, до какой границы алкоголь безопасен. И пора признать наконец, что крепкий алкоголь – это яд, который может применяться исключительно в медицине для обработки ран, либо в разведенном виде для лекарств. Массовое употребление водки равносильно биологической войне против населения. На Кавказе, где водку не пьют, – самая высокая продолжительность жизни в России.

Также Александр Саверский считает, что каждую водочную бутылку надо маркировать как товар, опасный для жизни.

– Более 70% мужчин в России регулярно пьют крепкий алкоголь. Это – большая проблема. Необходимо полностью запретить в России рекламу спиртных напитков, повышать акцизы, но едва ли это одобрит алкогольное лобби. Не так давно сенаторы отказались вводить акцизы на медицинский спирт. Необходимо повышать цены на водку и удалять с рынка суррогаты. Но я сомневаюсь, что все это будет реально введено. Посмотрите динамику цен на водку: они всегда снижались при экономическом кризисе, вот и за этот год водка подорожала всего на 4%, что ниже уровня инфляции. Это искусственное сдерживание по принципу: нечего есть – пойди выпей и будь счастлив, – считает член Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

В правительстве видят решение проблемы в том, чтобы по новым стандартам снизить употребление крепких спиртных напитков к 2030 году. Рассчитывают, что россияне в среднем будут употреблять не более 7,8 литров этанола в год. Это эквивалентно трем с небольшим поллитровым бутылкам водки в месяц. Сейчас потребление этанола, или водки, составляет 8,9 литра в год на человека – это равно 44,5 бутылкам водки в год или почти четырем бутылкам в месяц. То есть потребление водки правительство планирует сократить всего на бутылку в месяц.

«Основные задачи новой антиводочной концепции – укрепление ценностей здорового образа жизни, профилактика злоупотребления спиртным, а также развитие системы медицинской реабилитации для людей с зависимостью от алкоголя», – пояснили в Минздраве.

На сегодня самая высокая продолжительность жизни – на Кавказе и в мусульманских республиках, где водку почти не пьют, отдавая предпочтение винам. Известны рекорды, когда люди доживали там до 120 и более лет.

Рекордсменами по средней продолжительности жизни в России стали Ингушетия и Дагестан. Люди там живут в среднем почти по 80 лет. Первое место, по данным Росстата, занимает Ингушетия, где средняя продолжительность жизни – 80,8 года. Там тоже водка не в почете, зато местные вина и наливки – атрибут любого кавказского застолья.

На севере Европы, где традиционно употребляли более крепкий алкоголь, добились увеличения продолжительности жизни за счет снижения градуса спиртных напитков.

– Крепкий алкоголь, в частности водка, – это источник болезней: коронарной недостаточности, аритмий, патологий сердца и циррозов печени. Целый букет болезней связан с крепкими напитками, – заявил «СП» президент Общества специалистов доказательной медицины, главный редактор журнала «Медицина» Кирилл Данишевский.

Некоторые эксперты видят в употреблении вина вместо водки даже социальные функции. «Это фундаментальный продукт с социальной точки зрения – взаимодействия с людьми. Вино сопровождает нас в трудные моменты жизни, вино сопровождает рождение ребенка, любое застолье, получение диплома. У него есть множество функций, и они, эти функции, бесчисленны», – считает сооснователь и вице-президент Simple Group Анатолий Корнеев.

А что касается крепких напитков, как тут не вспомнить героя романа Достоевского «Бесы», который говорил: «Правительство нарочно опаивает народ водкой, чтоб его абрютировать [оскотинить – «СП»] и тем удержать от восстания».