Лео Бокерия: Как выйти из демографической ямы
Сегодня очевидный вызов для России - демографическая проблема. С 2015 года показатели рождаемости у нас снижаются, а показатели смертности растут. Это общий процесс для всех индустриальных стран в силу общего "демографического перехода" - старения населения. Что можно предпринять в дополнение к уже имеющимся решениям, - эта тема будет основной на открывающемся завтра Всероссийском форуме "Здоровье нации - основа процветания России".
Проблема еще и в том, что демографические процессы крайне инертны. Необходимо время, чтобы увидеть положительные сдвиги после принимаемых мер и решений. Как врач, могу сказать: сделано очень много в области снижения младенческой смертности. С 1993 года по 2022-й она уменьшилась в четыре раза. Снизилась смертность детей до 15 лет. И это обязательно скажется на демографических процессах. Но - в будущем.
Сегодня перед нами стоит задача добиться значительного повышения ожидаемой продолжительности жизни. Для этого необходимо убрать основные причины преждевременной смертности: сердечно-сосудистые, онкологические заболевания, сахарный диабет, заболевания органов дыхания, ну и потом уже травмы и прочие "неестественные" причины ухода из жизни.
Вдумайтесь: каждая пятая смерть в России - это смерть мужчины, который работал на семью и страну
Как показывает мировой опыт, да и наш отечественный, здесь нет других путей, кроме программ по формированию ответственного отношения человека к своему здоровью. По сути, нам нужен госзаказ на ЗОЖ. И отталкиваться тут надо от семьи. Поэтому одна из главных тем предстоящего форума: "Институт семьи: от здоровой семьи к здоровому обществу". Согласитесь, ведь так и есть на самом деле.
Тут есть несколько определяющих вещей. Первое - как я уже говорил, на форуме будем обсуждать демографические проблемы и механизмы их решений.
Вторая важная тема - необходимость междисциплинарного, межотраслевого подхода к решению вопросов охраны и укрепления здоровья.
Третий ключевой момент - всячески внедрять в "государственное" сознание принцип учета интересов здоровья во всех стратегиях - государственных, отраслевых, корпоративных, общественных. Я уверен, что именно это в ближайшие 50 лет будет определять многое в государственной политике.
Как я уже сказал, несмотря на удивительные результаты в области снижения младенческой смертности, у нас остается очень высокой смертность людей в трудоспособном возрасте. Вдумайтесь, каждая пятая смерть в России - это смерть мужчины, который работал на семью, близких, на страну, в конечном итоге. Очевидно, что государству не только из гуманистических, но и вполне прагматических соображений нужно делать все, чтобы вырастить здорового человека и всячески способствовать его долгой и активной жизни.
В мировой практике есть примеры, когда удавалось переломить негативные тенденции. Я часто ссылаюсь на проект "Северная Карелия". Эксперимент шел 40 лет. "Всего лишь" изменив пищевое поведение у людей, добившись снижения вредных привычек и увеличив физическую активность "среднего" жителя страны, финнам удалось снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний на 80%, от рака - на 65%.
По сути, наша страна много лет работает в том же направлении. Если вы скажете любому врачу о важности профилактики, он, безусловно, с вами согласится. У нас есть замечательные программы диспансеризации (для ее прохождения даже предусмотрено освобождение от работы с сохранением зарплаты!) и вакцинации. Экономическая и медицинская выгода профилактики посчитана и не вызывает ни у кого сомнений, но... Общественное сознание инертно. Чтобы люди осознали важность предложенных государством мер, необходимы время, воля и кропотливая работа.
В этом смысле мы давно и успешно сотрудничаем с Минздравом России. Министр здравоохранения Михаил Мурашко не раз с самых высоких трибун говорил, что "помимо самой системы здравоохранения нам нужна еще и эффективная система формирования здорового образа жизни". Это действительно так - нужны не эпизодические кампании по продвижению ЗОЖ, а целостная система, которая включает в себя государственные и общественные связи и структуры.
Мы можем улучшать медицинскую помощь, но человек обязан и сам влиять на свое здоровье
Ситуация на сегодня выглядит так: Минздрав в силу своей компетенции рассматривает проблему ЗОЖ в контексте правильного питания и отказа от вредных привычек, Минспорт - с точки зрения обеспечения возможности повысить физическую активность, Минтруд - в рамках развития корпоративных программ формирования ЗОЖ, Минстрой - в части благоустройства территорий и рекреационных зон, Минобрнауки - организации студенческого досуга и здоровой образовательной среды и так далее. Понятно, что для всех ведомств это дополнительные задачи, решаемые помимо основных. Поэтому, возможно, имеет смысл создать отдельный орган, который бы отвечал за координацию государственной политики в сфере формирования ЗОЖ.
Мы сколько угодно можем совершенствовать систему здравоохранения, увеличивать технологическую оснащенность и доступность медицинских услуг, развивать и улучшать эффективность лекарственной терапии. Все это делать нужно, но все это - механизмы и технологии спасения людей и лечения болезней. А "здоровье нужно добывать самому", как говорил замечательный хирург Николай Михайлович Амосов. Система здравоохранения, строго говоря, ведет "карту болезней", а не человека. Существенно повлиять на свое здоровье и продолжительность жизни может и должен сам человек - его образ жизни.