Войти в почту

Регионы стали активнее идти "в цифру" в здравоохранении

Главные тренды цифровизации здравоохранения на пресс-конференции "Руссофт" в Москве обозначил генеральный директор российской компании, занимающейся решениями для цифровизации сферы здравоохранения, ООО "Нетрика Медицина" Игорь Башков.

Регионы стали активнее идти "в цифру" в здравоохранении
© ComNews.ru

Первый тренд касается информационной безопасности (ИБ). "Мы как разработчик решений для здравоохранения видим проблему в том, что число доступных нам операционных систем (ОС) и систем управления базами данных (СУБД), вошедших в реестр отечественного ПО, намного меньше, чем это было ранее. При этом решение вопросов, связанных с ИБ, является приоритетной задачей для наших заказчиков - региональных органов управления здравоохранением. Мы полагаем, что для решения проблемы необходимы дополнительные усилия со стороны вендоров ОС и СУБД, а также регуляторов", - сообщил Игорь Башков.

Вторым трендом глава "Нетрика Медицина" назвал управление данными. По его словам, в сфере здравоохранения накоплены огромные массивы структурированных данных. А вендоры из других сфер могут приносить решения в сферу здравоохранения. Рынок для этого полностью открыт.

Третий тренд цифровизации здравоохранения - международное развитие и выход на новые рынки. Игорь Башков напомнил, что уже более 10 лет существует международный стандарт обмена медицинскими данными HL7: "В России для передачи документов из регионов в Министерство здравоохранения РФ применяется стандарт HL7 CDA. Но на международных рынках используется более современный стандарт HL7 FHIR. Решения "Нетрика Медицины" уже поддерживают оба этих стандарта. Это позволяет работать как с Минздравом России, так и с международными заказчиками. Зайдя в любую страну, мы можем потащить с собой наших российских партнеров и заказчиков".

Представитель пресс-службы ассоциации "Национальные системы управления" обозначил общие проблемы цифровизации в России: "Можно выделить несколько проблем в вопросе цифровизации, которые свойственны многим отраслям. Это использование организациями программного обеспечения (ПО) зарубежного производства, несовместимость цифровых продуктов, необходимость обучения персонала работе с цифровыми системами. Также можно выделить проблему по внедрению систем и оцифровке данных в удаленных районах страны и глубинке. К возможным решениям можно отнести стандартизацию требований к ПО, полному переходу на отечественные продукты, расширение программ по обучению специалистов безопасной работе с цифровыми данными".

Председатель комитета по цифровым инновациям Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения Владимир Соловьев выделил проблему работы с данными пациента: "Ключевой проблемой является недоразвитость системы контроля доступа к данным у пациента. В любой социальной сети, почтовой системе можно посмотреть, когда, откуда и с каких устройств были входы в профиль, что происходило с информацией на странице. Пациент должен точно знать, кто "трогал" его данные, и иметь возможность предоставить адресный доступ к медицинским документам. Основным механизмом, на мой взгляд, должен стать личный кабинет на портале государственных услуг (ЕПГУ). Раз ЕГИСЗ - система государственная, то пульт управления для гражданина должен находиться в самом популярном государственном мобильном приложении".

Представитель пресс-службы ассоциации "Национальные системы управления" ответил, чего не хватает отрасли для выхода на зарубежные рынки: "Отечественный рынок цифровых продуктов стремительно развивается. Выход на международные рынки неизбежен - это закономерный путь при успешном развитии. Однако необходимо в первую очередь наладить работу внутри страны, создать действительно эффективную и доступную систему, которая будет отвечать требованиям и медицинских организаций, и пациентов".

Также Игорь Башков на пресс-конференции "Руссофт" напомнил о продолжающейся программе создания единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Проект направлен на обеспечение доступности гражданам цифровых сервисов посредством внедрения электронного документооборота, в том числе телемедицинских технологий, электронной записи к врачу, электронных рецептов, а также на повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем создания механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе ЕГИСЗ, внедрения цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур здравоохранения.

К концу 2024 г. по всей России должна начать работу система электронных рецептов и автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением. Граждане смогут дистанционно подать заявление на полис обязательного медицинского страхования и на прикрепление к медицинской организации.

"Мы реализуем проекты по цифровизации здравоохранения в 18 регионах страны с совокупным населением более 36 млн человек. Регионы нашего присутствия находятся среди лидеров цифровой трансформации. В качестве наиболее ярких примеров можно назвать Санкт-Петербург и Ленинградскую область, Краснодарский и Ставропольский края, Архангельскую и Кемеровскую области. Так, один из важных показателей цифровой трансформации - переход к электронному документообороту. В регионах нашего присутствия работает большое количество медицинских организаций, внедривших такие изменения. Например, в Санкт-Петербурге в 2023 г. на полный электронный медицинский документооборот перешли 56 медицинских учреждений - это 25% от общего числа городских медорганизаций", - сообщил корреспонденту ComNews представитель пресс-службы ООО "Нетрика Медицина".

Тем не менее многие регионы продолжают пользоваться несколькими информационными системами и не спешат переходить на единую государственную. Однако представитель пресс-службы "Нетрика Медицина" рассказал, что некоторые из регионов осознают важность перехода на единый цифровой контур: "Регионы прикладывают максимальные усилия для реализации проекта, причем на всех уровнях: от региональных министерств здравоохранения и медицинских информационно-аналитических центров (МИАЦ) до главных врачей и сотрудников медицинских организаций. В каждом из регионов заказчик и вендоры решений работают над проектом в условиях тесной координации. Они стремятся найти оптимальные решения для выполнения каждой конкретной задачи. С этой точки зрения регионы, использующие интеграционный подход, получают более широкие возможности. При интеграционном подходе заказчик может выбирать лучшие решения, а мы обеспечиваем их интеграцию в региональный единый цифровой контур здравоохранения".

Представитель пресс-службы ассоциации "Национальные системы управления" сообщил, что ассоциация поддерживает идею единого цифрового поля в сфере здравоохранения: "Это снизит бюрократическую нагрузку на граждан и организации, сократит время на передачу информации, оптимизирует и автоматизирует многие процессы, что в итоге позволит улучшить качество медицинского обслуживания. Это большой плюс, если пациентам не придется носить с собой выписки, результаты анализов между поликлиниками, а необходимые данные врач будет получать по запросу из единой цифровой системы вне независимости от района или города обращения пациента за помощью. Однако такая система несет и потенциальные риски по утечке личных данных или несанкционированному доступу".

Владимир Соловьев напомнил, что подключение к единому цифровому контуру и вовсе является обязательным для организаций: "С 2019 г. есть требование о включении в этот контур частной медицины. С 2021 г. это лицензионное требование, обязательное к исполнению. Достоинства системы в современном цифровом мире неоспоримы для пациента - все бумажки превращаются в электронный вид, что очень удобно и прозрачно".