Регионы стали активнее идти "в цифру" в здравоохранении
Главные тренды цифровизации здравоохранения на пресс-конференции "Руссофт" в Москве обозначил генеральный директор российской компании, занимающейся решениями для цифровизации сферы здравоохранения, ООО "Нетрика Медицина" Игорь Башков.
Первый тренд касается информационной безопасности (ИБ). "Мы как разработчик решений для здравоохранения видим проблему в том, что число доступных нам операционных систем (ОС) и систем управления базами данных (СУБД), вошедших в реестр отечественного ПО, намного меньше, чем это было ранее. При этом решение вопросов, связанных с ИБ, является приоритетной задачей для наших заказчиков - региональных органов управления здравоохранением. Мы полагаем, что для решения проблемы необходимы дополнительные усилия со стороны вендоров ОС и СУБД, а также регуляторов", - сообщил Игорь Башков.
Вторым трендом глава "Нетрика Медицина" назвал управление данными. По его словам, в сфере здравоохранения накоплены огромные массивы структурированных данных. А вендоры из других сфер могут приносить решения в сферу здравоохранения. Рынок для этого полностью открыт.
Третий тренд цифровизации здравоохранения - международное развитие и выход на новые рынки. Игорь Башков напомнил, что уже более 10 лет существует международный стандарт обмена медицинскими данными HL7: "В России для передачи документов из регионов в Министерство здравоохранения РФ применяется стандарт HL7 CDA. Но на международных рынках используется более современный стандарт HL7 FHIR. Решения "Нетрика Медицины" уже поддерживают оба этих стандарта. Это позволяет работать как с Минздравом России, так и с международными заказчиками. Зайдя в любую страну, мы можем потащить с собой наших российских партнеров и заказчиков".
Представитель пресс-службы ассоциации "Национальные системы управления" обозначил общие проблемы цифровизации в России: "Можно выделить несколько проблем в вопросе цифровизации, которые свойственны многим отраслям. Это использование организациями программного обеспечения (ПО) зарубежного производства, несовместимость цифровых продуктов, необходимость обучения персонала работе с цифровыми системами. Также можно выделить проблему по внедрению систем и оцифровке данных в удаленных районах страны и глубинке. К возможным решениям можно отнести стандартизацию требований к ПО, полному переходу на отечественные продукты, расширение программ по обучению специалистов безопасной работе с цифровыми данными".
Председатель комитета по цифровым инновациям Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения Владимир Соловьев выделил проблему работы с данными пациента: "Ключевой проблемой является недоразвитость системы контроля доступа к данным у пациента. В любой социальной сети, почтовой системе можно посмотреть, когда, откуда и с каких устройств были входы в профиль, что происходило с информацией на странице. Пациент должен точно знать, кто "трогал" его данные, и иметь возможность предоставить адресный доступ к медицинским документам. Основным механизмом, на мой взгляд, должен стать личный кабинет на портале государственных услуг (ЕПГУ). Раз ЕГИСЗ - система государственная, то пульт управления для гражданина должен находиться в самом популярном государственном мобильном приложении".
Представитель пресс-службы ассоциации "Национальные системы управления" ответил, чего не хватает отрасли для выхода на зарубежные рынки: "Отечественный рынок цифровых продуктов стремительно развивается. Выход на международные рынки неизбежен - это закономерный путь при успешном развитии. Однако необходимо в первую очередь наладить работу внутри страны, создать действительно эффективную и доступную систему, которая будет отвечать требованиям и медицинских организаций, и пациентов".
Также Игорь Башков на пресс-конференции "Руссофт" напомнил о продолжающейся программе создания единого цифрового контура в здравоохранении на основе Единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ). Проект направлен на обеспечение доступности гражданам цифровых сервисов посредством внедрения электронного документооборота, в том числе телемедицинских технологий, электронной записи к врачу, электронных рецептов, а также на повышение эффективности функционирования системы здравоохранения путем создания механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе ЕГИСЗ, внедрения цифровых технологий и платформенных решений, формирующих единый цифровой контур здравоохранения.
К концу 2024 г. по всей России должна начать работу система электронных рецептов и автоматизированное управление льготным лекарственным обеспечением. Граждане смогут дистанционно подать заявление на полис обязательного медицинского страхования и на прикрепление к медицинской организации.
"Мы реализуем проекты по цифровизации здравоохранения в 18 регионах страны с совокупным населением более 36 млн человек. Регионы нашего присутствия находятся среди лидеров цифровой трансформации. В качестве наиболее ярких примеров можно назвать Санкт-Петербург и Ленинградскую область, Краснодарский и Ставропольский края, Архангельскую и Кемеровскую области. Так, один из важных показателей цифровой трансформации - переход к электронному документообороту. В регионах нашего присутствия работает большое количество медицинских организаций, внедривших такие изменения. Например, в Санкт-Петербурге в 2023 г. на полный электронный медицинский документооборот перешли 56 медицинских учреждений - это 25% от общего числа городских медорганизаций", - сообщил корреспонденту ComNews представитель пресс-службы ООО "Нетрика Медицина".
Тем не менее многие регионы продолжают пользоваться несколькими информационными системами и не спешат переходить на единую государственную. Однако представитель пресс-службы "Нетрика Медицина" рассказал, что некоторые из регионов осознают важность перехода на единый цифровой контур: "Регионы прикладывают максимальные усилия для реализации проекта, причем на всех уровнях: от региональных министерств здравоохранения и медицинских информационно-аналитических центров (МИАЦ) до главных врачей и сотрудников медицинских организаций. В каждом из регионов заказчик и вендоры решений работают над проектом в условиях тесной координации. Они стремятся найти оптимальные решения для выполнения каждой конкретной задачи. С этой точки зрения регионы, использующие интеграционный подход, получают более широкие возможности. При интеграционном подходе заказчик может выбирать лучшие решения, а мы обеспечиваем их интеграцию в региональный единый цифровой контур здравоохранения".
Представитель пресс-службы ассоциации "Национальные системы управления" сообщил, что ассоциация поддерживает идею единого цифрового поля в сфере здравоохранения: "Это снизит бюрократическую нагрузку на граждан и организации, сократит время на передачу информации, оптимизирует и автоматизирует многие процессы, что в итоге позволит улучшить качество медицинского обслуживания. Это большой плюс, если пациентам не придется носить с собой выписки, результаты анализов между поликлиниками, а необходимые данные врач будет получать по запросу из единой цифровой системы вне независимости от района или города обращения пациента за помощью. Однако такая система несет и потенциальные риски по утечке личных данных или несанкционированному доступу".
Владимир Соловьев напомнил, что подключение к единому цифровому контуру и вовсе является обязательным для организаций: "С 2019 г. есть требование о включении в этот контур частной медицины. С 2021 г. это лицензионное требование, обязательное к исполнению. Достоинства системы в современном цифровом мире неоспоримы для пациента - все бумажки превращаются в электронный вид, что очень удобно и прозрачно".