Депздрав Москвы рекомендовал врачам общаться с пациентами вежливо, внимательно их слушать и задавать уточняющие вопросы. В перечень запрещенных фраз попали «ясно», «ваша проблема», «молодой человек» и «не болейте», сообщает телеграм-канал Baza. Также медработникам отныне запрещено критиковать коллег, подшучивать над пациентами и использовать узкомедицинские термины.
Business FM поговорила на тему этики общения с врачами и пациентами.
Врач — педиатр-инфекционист, главный врач медицинского центра «Лидер-медицина» Евгений Тимаков:
«Надо понимать, что раньше пациенты всегда [разговаривали] на уровне культурного общения, потому что еще испокон веков всегда существовала культура общения, культура деонтологии, то есть общения врача и пациента, и этика общения. Такого, чтобы врач мог нагрубить пациенту, априори быть не могло. Это случалось, но это было в единичных случаях у нас в местах приема, это действительно так, но культура общения у нас всегда была. После того как мы стали переходить на европейские рельсы, менять систему здравоохранения, врач стал услугой, которая должна оказываться пациенту. Услуга должна быть качественной, хорошей, и пациент стал этим пользоваться, он стал потребителем. И после этого пациент сам стал нарушать эти нормы общения и провоцировать врача на неадекватную ответную реакцию. Если мы с вами говорим о законе, который вводит культуру общения врача с пациентом, ужесточая и вводя определенный регламент и требования по отдельным фразам или оборотам, давайте тогда вводить и другие понятия для пациента. Почему пациент имеет право пользоваться врачом как сферой услуг? Врач — это врач, давайте возвращать обратно культуру общения и уважения к врачу, которая была в советское время, тогда это будет адекватно. А в данный момент требования в сторону врачей немножко обидны».
Врач общей практики одного из амбулаторных учреждений города Москвы Денис Прокофьев:
«Амбулаторный прием пациента врачом осуществляется согласно правилам. Эти правила используются на протяжении многих лет. На самом деле, эти правила общемедицинские: сбор анамнеза, проведение осмотра, диагностика, назначение лечения. Есть определенный регламент, которому врачи стараются следовать. Надо понимать, что каждая ситуация индивидуальна, все люди разные, поэтому прописать четкие скрипты амбулаторного приема очень сложно. Конечно, их создают, они существуют, но на практике их применение носит рекомендательный характер. И говорить об аудиозаписи самого приема [не приходится], я думаю, скорее всего, это будет выглядеть как совместный осмотр пациента с заведующим и лечащим врачом и выполнение непосредственно осмотра пациента, сбора анамнеза, жалоб».
Пациентка, москвичка Лариса:
«Молодые врачи разговаривают очень вежливо. Старшее поколение, уже глубоко пенсионного возраста, вряд ли уже переучится. Сегодня, когда я сидела около кабинета, врач вышла, пригласила меня и еще двух мужчин на процедуры, а мест было всего два, поэтому она координировала примерно следующим образом: «Мужчина, идите вы! Нет, не вы. Вот вы идите. И вы, женщина, идите, что вы сели?» Следующие 30 минут, пока мне делали процедуру, я выслушивала жалобы от этого врача о том, что должны работать два врача, а она одна, о том, что она всегда задерживается, о том, что давно уже пора все бросить и уйти. В прошлый раз, когда я обращалась для записи к этому врачу и объясняла ей, что не могу каждый день посещать эти процедуры, потому что работаю, она сказала: «Ну и что? Все работают». В прошлый раз, когда возникла конфликтная ситуация, я по поводу такого обращения пожаловалась администратору, вопрос быстро урегулировали. Я так понимаю, что это проблема дефицита кадров».
Для контроля врачей в кабинетах установят аудиозаписывающие устройства. Отмечается, что в двух поликлиниках Москвы уже проходил эксперимент по записи приемов у врачей. Его признали успешным.