Врачей предложили застраховать от риска причинения вреда здоровью пациента

Только за первое полугодие 2023 года 820 раз к медицинским работникам применяли насилие. Стоит ли удивляться, что докторов в стране не хватает — многие врачи, в том числе и опытные, просто уходят из профессии. Чтобы сохранить качество медицинской помощи, нужно защищать специалистов, отстаивать их права, считают депутаты. Такую позицию поддержало медицинское сообщество в регионах. Так, Заксобрание Оренбургской области предложило страховать риск профессиональной ответственности медицинских работников, если они причинят вред здоровью пациентов. Какие еще инициативы прислали в Госдуму, выясняла «Парламентская газета».

Врачей предложили застраховать от риска причинения вреда здоровью пациента
© Парламентская газета

От юридической до силовой поддержки

Уже в двадцати регионах поддержали инициативу о защите прав врачей и медработников. С этим согласны в Якутии, Удмуртии, в республиках Алтай и Коми, Алтайском, Краснодарском и Камчатском краях, Астраханской, Владимирской, Костромской, Ленинградской, Кемеровской, Липецкой, Новосибирской, Ростовской областях.

Какие только инициативы не высказывают представители региональной медицины. Так, в Северной Осетии предложили приравнять правовое положение медиков и фармацевтов к статусу профессий с особым порядком государственной защиты прав работников, свобод, здоровья и жизни. А в Костромской области — еще и обеспечить их правовой поддержкой, в том числе с предоставлением юриста или адвоката за счет федерального бюджета.

В Ивановской области считают, что нужно ввести наказание для тех, кто распространяет заведомо ложные и порочащие сведения о врачах. С этим солидарны и в Башкирии, где предложили ужесточить ответственность за клевету и оскорбление медиков, исполняющих профессиональные обязанности.

Инициатива из Новосибирской области перекликается с идеей из Оренбургской — разработать федеральный закон об обязательном страховании профессиональной ответственности медработников.

Минздрав Ростовской области рекомендовал руководителям медучреждений повысить уровень профессиональной подготовки юристов, которые работают в больницах и поликлиниках, и просвещать самих медиков в правовых вопросах.

В Алтайском крае пошли дальше и предложили не только обеспечить медработников специальными средствами самозащиты и научить ими пользоваться, но и освободить от ответственности в случае применения таких навыков.

За животных и то дают больше!

Сейчас ежегодно фиксируют более шести тысяч обращений в год в Следственный комитет по поводу якобы медицинских ошибок, а реально доходит до судов менее десяти процентов таких дел, рассказал «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев. «То есть шесть тысяч врачей подвергаются предвзятому отношению. Все это большой стресс для любого человека. Как врач может хорошо работать в такой ситуации? У нас пациент хорошо защищен со всех сторон, а врач нет», — отметил депутат.

Вопрос защиты медицинских работников необходимо решать, считает и депутат Госдумы, доктор медицинских наук Айрат Фаррахов: «Я с этой темой столкнулся напрямую, когда разбирал случай побоев врача из моего округа. Наказание, которое назначили для агрессора, — штраф в пять тысяч рублей!»

Сегодня по закону за жестокое обращение с животным наказывают значительно строже, чем за побои врача, человека, который исполняет свои должностные обязанности, недоумевает Фаррахов. И получается, нанести увечье животному — более тяжкое правонарушение, а это как минимум несправедливо, убежден политик. «На мой взгляд, это касается не только врачей, но и инженеров, водителей общественного транспорта, банковских служащих, то есть всех, кто исполняет свои должностные обязанности. Наказание за правонарушения против людей, находящихся на своем рабочем месте и исполняющих свою работу, должно быть более существенным, чем штраф в пять тысяч рублей, — сказал депутат «Парламентской газете».

Есть и обратная ситуация, когда суд, скажем, назначает медработнику штраф, а тот не согласен с этим решением и мог бы подать на апелляцию. «Но врачи этим заниматься не будут, эти люди не склонны к сутяжничеству», — уверен Фаррахов. Кто-то молча перенесет унижение и будет работать дальше, а кто-то уволится, добавил он. А ведь дефицит медицинских кадров, особенно в регионах, крайне серьезный, местами катастрофичный. Кроме того, как и прежде, работа врача — это важная социальная деятельность, поэтому медицинских работников надо защищать, это поможет им остаться в профессии, подчеркнул депутат.