Войти в почту

Россиянам посоветуют не мешать алкоголь с энергетиками

На банках с энергетическими напитками предложили размещать надписи, предупреждающие покупателей, что пить много энергетиков и смешивать их с алкоголем вредно для здоровья. Причем такой текст должен занимать как минимум шестую часть площади упаковки. Соответствующий законопроект группа депутатов и сенатор внесла в Госдуму 30 ноября.

Россиянам посоветуют не мешать алкоголь с энергетиками
© Парламентская газета

Не для слабонервных

По новому законопроекту на каждой банке или бутылке энергетика должна появиться такая надпись: «Чрезмерное употребление тонизирующих (энергетических) напитков вредит Вашему здоровью. Опасно употребление совместно с алкоголем. Категорически не рекомендуется употребление лицами в возрасте до 18 лет, беременными и кормящими женщинами, лицами, страдающими повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, артериальной гипертензией».

Надпись должна быть контрастной, легко читаться и занимать не меньше 15 процентов площади потребительской тары, а ее шрифт быть «максимально крупного размера».

Энергетиками предложили считать напитки, в которых кофеина больше 150 миллиграммов на литр либо есть экстракты растений в количестве, достаточном, чтобы тонизировать организм. Чай и кофе маркировать не понадобится, пообещали авторы законопроекта в пояснительной записке. 

Пока малюсенькие и незаметные

«Парламентская газета» изучила предупреждения, которые разные производители размещают на банках энергетиков уже сейчас. На всех четырех осмотренных упаковках указано, что в сутки можно выпить не больше одной банки 0,45 литра. Есть и надписи, предупреждающие, что не рекомендуется употреблять энергетики детям до 18 лет, беременным и кормящим женщинам, а также людям, страдающим повышенной нервной возбудимостью, бессонницей и артериальной гипертензией.

Но текст очень мелкий, чаще напечатанный примерно шестым кеглем. К тому же на трех из четырех банок надписи находятся в незаметном месте, между данными о калорийности, составом и советом пить энергетик охлажденным. Лишь один из четырех производителей сделал контрастное предупреждение — белое на черном фоне.

Бодрящие и пьянящие особо опасны

А о вреде распития энергетиков вместе с алкоголем производители не предупреждают. Хотя, отметили авторы законопроекта, риски употребления таких коктейлей для здоровья высокие.

Так, врачи предупреждают о влиянии на сердечно-сосудистую и нервную системы, сказал «Парламентской газете» один из авторов инициативы, депутат от ЛДПР, председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. Недаром продавать слабоалкогольные энергетики в России уже запретили. Но люди, не зная об опасности, могут сами смешивать такие коктейли, поэтому нужно предупреждать их об угрозах, считает депутат.

Да и без алкоголя чрезмерное употребление тонизирующих напитков вызывает зависимость и истощение нервной системы, отметили авторы документы. «О рисках говорят наркологи, психологи, кардиологи. Несколько недель назад умер мужчина, который выпил много энергетиков», — отметил Нилов, имея в виду случай, о котором в середине ноября сообщили СМИ. По предварительным данным, 39-летний москвич почувствовал себя плохо после того, как выпил большую дозу тонизирующих напитков.

По мнению врачей, основная опасность энергетиков в том, что это химический, искусственно созданный продукт, в котором собраны хоть и привычные человеку бодрящие вещества, но в больших концентрациях и все вместе. «Например, как говорят специалисты, кофеина в день можно примерно 100 миллиграммов, а в банке энергетика может быть 200-400 миллиграммов. И это только в одной упаковке», — сказал Ярослав Нилов.

Кроме кофеина, в энергетиках встречаются такие вещества, как, например, таурин, чай мате, тиамин, элеутерококк, а еще красители, консерванты, искусственные регуляторы кислотности, стабилизаторы, включая смоляные кислоты и эфиры глицерина.

Увлекается же энергетиками в основном молодежь. И так как никаких ограничений на их продажу на федеральном уровне нет, нужно хотя бы ввести требования к информированию покупателей о рисках, чтобы они могли принять осознанное решение — приобретать напиток или обойтись чашечкой кофе.