"Половина контрафакта": Как введение маркировки поможет улучшить ситуацию на рынке БАДов
Новый порядок обязательной маркировки БАДов в системе "Честный знак" вступил в силу с 1 октября. Через месяц специалисты рассказали за "круглым столом" о первых результатах нововведения.
Во время пандемии COVID отношение россиян к биологически активным добавкам (БАД) - препаратам для оздоровления организма - стало серьезно меняться.
Появилось много исследований, подтвердивших, что недостаток витамина D и цинка в организме отрицательно сказывается на результатах лечения. БАДы (в их число входят и витамины) люди применяют все чаще, в том числе, на постоянной основе и без рекомендаций врача. Повышенный спрос спровоцировал ожидаемо увеличил долю контрафакта - в маркет-плейсах, по оценкам специалистов, едва ли не каждая вторая упаковка - нелегальная.
Ввести продажу БАДов в легальное русло и защитить покупателей от подделок решено с помощью обязательной маркировки. В мае 2021 года был проведен пилотный проект, а с 1 октября новый порядок стал обязательным для всех игроков рынка.
За последнее пятилетие рынок БАДов ежегодно показывал стабильный рост - около 20% ежегодно. По итогам прошлого года, по данным главы "Союза производителей БАД" Александра Жесткова, в России по всем каналам было продано добавок на 120 млрд рублей. Получается, что "средний" житель России, включая младенцев и стариков, за год принимает таких добавок чуть меньше, чем на одну тысячу рублей. В этом году, по прогнозам специалистов, объем рынка вырастет на 15%.
Специалисты объясняют такую популярность добавок тем, что россияне стали больше внимания уделять своему здоровью и обращать внимание на необходимость регулярно поддерживать организм витаминами и нутриентами. "Пандемия заметно поменяла отношение россиян к БАДам, они стали больше доверять таким продуктам, в том числе, и потому, что появился тренд на превентивную медицину, направленную на сохранение здоровья и профилактику, то есть предотвращение развития хронических заболевания", - считает исполнительный директор Ассоциации индустрии товаров для здоровья, руководитель национальной фармацевтической палаты Елена Неволина.
Эксперт привела результаты недавнего опроса 200 тыс. россиян: сейчас уже 81% людей убежден в пользе биодобавок. Более половины участников опроса сообщили, что готовы тратить из семейного бюджета на БАД до 3 тысяч рублей в месяц. "Это существенный уровень потребления", - подчеркнула Неволина.
Кроме того, более половины участников опроса (53%) сказали, что предпочитают покупать биодобавки в аптеках, несмотря на популярность интернет-торговли, где БАДы можно купить существенно дешевле. "Это показывает, что люди относятся к витаминам и другим биодобавкам как к важным товарам для здоровья", - отметила Неволина.
В аптеках существует жесткий входной контроль (как и контроль со стороны регуляторов и за работой самих аптек), поэтому контрафактных БАДов там нет.
"Когда аптеки проверяют, их могут наказать даже за то, что БАДы выставлены на витрине рядом с лекарственными средствами. Поскольку БАДы не относятся к лекарственным средствам, такое соседство расценивается как вводящее потребителя в заблуждение", - рассказала Елена Неволина.
Но в отличие от лекарств, БАДы продаются через множество каналов. И через интернет-торговлю напороться на "левый" продукт легко. До половины продукции, представленной на маркет-плейсах, имеют неясное происхождение, - отметили участники "круглого стола".
"Новые правила розничной торговли, упрощение правил обращения биодобавок, продажа этой продукции через интернет-магазины и маркетплейсы усугубила ситуацию. По данным исследования Центра стратегических разработок, каждая третья проверенная биодобавка содержала повышенную дозировку действующих элементов, каждая четвертая не проходила регистрацию, в каждой пятой содержались опасные вещества, запрещенные техническим регламентом ЕАЭС. Это стало ключевой предпосылкой для разработки и внедрения проекта по обязательной маркировке БАД", - представитель Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) (оператора маркировки "Честный знак") Любовь Андреева.
"Требование о маркировке биодобавок вступило в силу с 1 октября 2023 года. Предусмотрено поэтапное ее внедрение, причем непромаркированная продукция, произведенная до этой даты и уже поступившая в продажу, изыматься не будет - чтобы не допустить дефицита. Она уйдет с рынка естественным путем. При этом уже видны первые результаты внедрения цифровой маркировки за прошедший месяц", - отметила Любовь Андреева.
Она сообщила, что сейчас в системе "Честный знак" регистрируются все новые и новые производители, они начали подавать отчетность в налоговые органы и Росстат, то есть рынок выходит из серой зоны.
"Сейчас в системе "Честный знак" зарегистрировалось более 11 тысяч участников оборота, в том числе 899 производителей и 783 импортера. В Новосибирской области промаркировано уже 31% от общей доли БАДов, следом идет Москва - 23%, Алтайский край - 20% и Санкт-Петербург - 12%", - привела данные Любовь Андреева.
Много вопросов на "круглом столе" задавалось по поводу ожидаемого подорожания БАД. Но если цены и вырастут, то, скорее, из-за скачков в курсе валют и общей инфляции. А маркировка заметно на себестоимость продукции не влияет, - сообщил глава компании "Солгар" в России и СНГ Хакан Эртюрк.
Эта компания принимала участие в двухлетнем эксперименте по маркировке БАД, пилот проводился в течение двух лет до введения всеобщего порядка. По мнению Эртюрка, маркировка защищает не только потребителей, но и производителей - от попыток подделать популярные БАДы и продавать их по демпинговым ценам.
"Мы наблюдаем глобальный рост рынка БАДов. По разным оценкам, за следующие 10 лет он увеличится в мире до 600 млрд - 1 трлн долларов, - сообщил Хакан Эртюрк. - Конечно, этот рынок нельзя оставлять вне контроля - ведь речь идет о товарах, которые напрямую влияют на здоровье людей. Наша компания принципиально не продает наши продукты на маркет-плейсах, мы работаем только с аптеками. Когда стало известно об эксперименте с введением маркировки, мы вошли в пилотный проект и участвовали во всех обсуждениях технологических решений. Это не потребовало существенных изменений в работе. Что касается вопроса о росте стоимости продукции в связи с введением обязательной маркировки - существенных изменений не произойдет. БАДы - высокомаржинальный продукт, и есть возможность ввести маркировку без увеличения отпускных цен. Во всяком случае, на стоимости нашей продукции это точно не отразится".
С введением маркировки ситуация на рынке БАДов станет более здоровой - с него уйдет нелегальные поставщики, соответственно, уменьшится недобросовестная конкуренция и станет проще работать компаниям, соблюдающим законодательство, - считает Елена Неволина.
Ежегодный прирост выручки легальных производителей вырастет до 5,4 млрд рублей, а объем дополнительных поступлений в государственный бюджет - на 2 млрд в год, считают представители "Честного знака". Полностью переход на новую систему завершится к 1 сентября 2025 года - тогда будет прослеживаться каждая упаковка БАДов, начиная с выпуска на производственной линии и заканчивая продажей в аптеке.