Войти в почту

Омичам в поликлиниках приписывают медицинские услуги, которые они не получали

Зачем врачи ставят несуществующие диагнозы и почему больницы вынуждены идти на подлоги? В ситуации разбирался корреспондент "РГ".

Омичам в поликлиниках приписывают медицинские услуги, которые они не получали
© Российская Газета

На днях я собралась на диспансеризацию в поликлинику, зашла на "Госуслугах" в приложение "Здоровье" и обнаружила там раздел "Сведения об оказанных медицинских услугах и их стоимости". Из любопытства отправила запрос и быстро получила ответ. Он обескуражил. Оказалось, что 12 апреля этого года мне лечили зубы в стоматологическом отделении городской поликлиники N 15. Делали три вида (!) анестезии, поставили светоотвердевающую пломбу и отполировали зуб. За работу медучреждение получило около тысячи рублей из Фонда обязательного медицинского страхования.

Вот только на самом деле я даже понятия не имею, где находится это отделение. Уже давно лечу зубы в одном и том же месте. И это частная клиника, а не ГП N 15.

Пост в социальных сетях о том, как мне якобы поставили пломбу, произвел эффект разовравшейся бомбы. Многие омичи открыли "Госуслуги", заказали выписки и обомлели.

"Оказывается, я лечился по ОМС в Медсанчасти N 4 (даже не знаю, где это находится) в июле этого года, находясь за несколько тысяч километров от Омска, - пишет Сергей Костарев. - В сентябре получил в этой же медсанчасти семь услуг по лечению зубов! А я уже полвека не лечу зубы по ОМС".

"Это невероятно! За десять дней я трижды посетила уролога. Вы попробуйте в реальности пробиться к нему на прием!" - негодует репетитор Татьяна Фомина.

"У меня тоже записан прием стоматолога, анестезия и два сложных удаления с разъединением корней. Все зубы при этом на месте. Никогда в жизни их не удаляла", - возмущается Юлия Захарова.

"Пациенты" с удивлением узнавали о том, что проходили углубленную диспансеризацию, посещали узких специалистов, делали дорогостоящие исследования и даже лечились в дневном стационаре. Одна не вылезала от участкового гинеколога, находясь в отпуске в Дагестане. Другую избавили от патологической беременности. При этом даме 54 года, и она уверяет, что никаких предпосылок к беременности у нее не было вообще. Но рекордсменкой оказалась жительница Любинского района. За пять месяцев местная ЦРБ умудрилась оказать ей 45 различных медицинских услуг!

В социальных сетях и пабликах, что называется "пылают станицы". Горожан можно понять. Практически у каждого есть история про свои семь кругов ада, которые нужно пройти, чтобы добыть необходимый талон к врачу. К примеру, Оксане Никифоровой с большим трудом удалось получить направление на маммографию. А теперь стало понятно почему. Оказывается, она уже прошла исследование "виртуально", в рамках диспансеризации...

В правительстве Омской области ситуацию пока не комментируют. Министр здравоохранения региона Александр Мураховский попросил писать о фейковых приемах и диагнозах ему в "личку". Зато на жалобы омичей отреагировала прокуратура, организовав проверку соблюдения законодательства о здравоохранении. Прокуроров ждет много работы - сообщениям о приписках нет конца и края.

Корреспондент "РГ" встретилась с главврачом поликлиники N 15 Ильей Проценко. Он считает инцидент с отполированным зубом "технической ошибкой". Первоначально в поликлинике решили, что перепутали меня с пациенткой с аналогичной фамилией. Но моя тезка зубы у стоматологов тоже не лечила. Внесшая мои данные в реестр медсестра пояснила, что не понимает, как так вышло, но пообещала, что такого больше не повторится.

Проценко уже обратился в территориальный фонд ОМС с просьбой снять с оплаты посещение стоматолога в связи с ошибкой. Однако эксперты в сфере здравоохранения утверждают, что приписки в сфере ОМС - не случайность, а распространенное явление. Поликлиника должна выполнить план по приему пациентов и проведению диспансеризации. Если не вышло, то учреждение получает меньше денег, а врачи и медсестры остаются без премий. Но выполнить план приема подчас физически невозможно, что чревато потерей стимулирующих выплат.

- Тарифы, действующие в системе ОМС в амбулаторном звене, в нашем регионе ничтожные, - отмечает руководитель омского Центра экспертиз Дмитрий Потопальский. - Они не позволяют поликлиникам покрывать реальные расходы на оказание медицинской помощи населению. К примеру, по тарифу ОМС прием терапевта стоит около пятисот рублей, а пломбирование зуба под ключ - менее одной тысячи рублей. А теперь давайте вспомним прейскуранты в частных клиниках. При этом поликлиники имеют слабую материальную базу и не могут зарабатывать на той же диагностике, как частники. Поэтому вынуждены выживать как могут.

По словам Ильи Проценко, мотивации для приписок у руководства медучреждений нет, так как амбулаторное звено уже давно переведено на систему подушевого финансирования.

Да, формально финансирование от фонда ОМС поликлиники получают не за конкретный прием пациента, а по душевому принципу. За каждым медучреждением первичного амбулаторного звена в городе закреплено от 20 до 70 тысяч пациентов. Базовый норматив стоимости амбулаторной помощи на этот год для каждой организации свой. Для ГП N 15, к примеру, 1 260 рублей 98 копеек на каждого приписанного к поликлинике омича.

Но чем большему количеству пациентов помогли в соответствии с отчетными документами в конкретной медицинской организации, тем больше денег она получит. Ведь если застрахованный пациент посетит поликлинику лишь один раз в год, то этого недостаточно, чтобы она "выбрала" свое годовое финансирование. Чем больше выставленных счетов - тем больше денег в рамках лимита. Приписки фактически служат компенсацией в сложившейся системе тарификации.

Эксперты советуют главврачам приводить содержание медицинской организации в соответствии с финансированием по ОМС, то есть сокращать затраты. Но жить по средствам у поликлиник не получается. Как сократить затраты, если крыши текут, трубы прогнили, а ремонта не было несколько десятилетий?

Доказать факты фейковых приемов и диспансеризаций крайне непросто. Обнаружившим приписки пациентам советуют обращаться в страховые организации или на горячую линию теруправления ФОМС.

- Нам важны такие обращения, поскольку контролировать работу медиков без участия пациентов не всегда возможно. Но массовых обращений нет, жалобы поступают единичные, - рассказала руководитель омского филиала "Капитал МС" Елена Сальникова. - Когда начинаем разбираться, то зачастую выясняется, что действительно произошла техническая ошибка. Если приписка имеется, а записи в медицинской документации пациента нет, медицинская организация должна будет вернуть незаконно полученные деньги в страховую компанию. Мы удерживаем их из очередного финансирования после ознакомления медорганизации с заключением экспертизы и согласия с ним. Но бывает, что запись в медицинской карте имеется, а пациент утверждает, что на приеме в этот день не был. В таком случае мы информируем застрахованное лицо о праве обращения в правоохранительные органы, поскольку принятие мер реагирования в подобной ситуации не входит в нашу компетенцию.

По словам юристов, в подобных случаях есть признаки служебного подлога в целях получения дополнительного финансирования или мошенничества. Но до правоохранительных органов пациенты, как правило, не доходят.

- Да, я обнаружила приписки. Но мне жалко моего пожилого терапевта, которая пашет с утра до вечера за копейки. Я не хочу, чтобы она пострадала, - говорит омичка Оксана Кузьмина. - Поэтому никуда обращаться не буду.

Между тем

Чем же чреваты приписки для самого пациента? Во-первых, если вы вдруг решите пройти обследование, а по документам вы его уже якобы прошли, то есть риск получить отказ. Ведь медицинская организация дважды предъявить к оплате такой счет в страховую компанию не сможет. Во-вторых, данные цифровой медкарты могут быть использованы при поступлении в вуз, трудоустройстве или выплат по договорам страхования. И "несуществующая" болезнь может доставить человеку немало проблем.

Вред от липовых приемов и обследований этим не исчерпывается. Из-за массовых приписок власти не видят ни реального уровня заболеваемости, ни ее структуры. Являющаяся приоритетом диспансеризация при этом превращается в пустую формальность.