Эксперты обсудили Дорожную карту
Состоялся семинар с участием руководителей и специалистов учреждений здравоохранения, посвященный обсуждению Дорожной карты по предоставлению медицинскими организациями платных услуг.
Согласно постановлению Правительства РФ от 11.05.2023 № 736, с 1 сентября 2023 года в России вступил в действие новый порядок оказания платных медицинских услуг населению. О том, как в АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга) реализуются нововведения в этой сфере, участникам семинара рассказала заместитель директора медицинской службы по организационно-методической работе, к.м.н. Юлия Батрова. Она представила рекомендации, разработанные экспертной группой клиники.
Эксперт сообщила, что в новом постановлении предусмотрена возможность заключения договора об оказании медицинских услуг дистанционным способом. «Связано это со значительным распространением такого формата работы, как телемедицина, — отметила Юлия Батрова. — Современные реалии диктуют необходимость новых поправок, в соответствии с которыми клиники должны заключать договоры о дистанционном консультировании пациентов».
Важная задача медицинского учреждения, заключающего договор, — предоставить пациентам полную и достоверную информацию об условиях оказания услуги, всех рисках и возможных осложнениях. «Пациенты должны иметь возможность распечатать и прочитать договор перед его подписанием. В свою очередь, медицинским учреждениям необходимо быть подключенными к федеральной системе идентификации пациентов (а именно к федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»), и иметь единую систему аутентификации в инфраструктуре», — сообщила спикер. Согласие (акцепт) должно быть подписано электронной подписью потребителя и (или) заказчика (простой, усиленной неквалифицированной или усиленной квалифицированной) и усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица исполнителя.
В новом постановлении конкретизировано понятие «потребитель», которое применяется также в значении, установленном законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Тем самым законодатель конкретизировал, что на пациентов вполне распространяются нормы закона «О защите прав потребителей». Внесены коррективы, касающиеся обязательного информирования потребителей услуг медицинских учреждений.
Актуальные изменения призваны уточнить и конкретизировать ответственность медицинских организаций, включая и государственные учреждения, при предоставлении платных услуг. «В новом постановлении также прописано, что оказание платных медицинских услуг не должно приводить к снижению объема бесплатной медицинской помощи, увеличению срока ожидания и нарушению прав пациентов, — пояснила Юлия Батрова. — Это добавление в нескольких разделах поясняет, что медицинские организации несут ответственность за предоставление качественной платной медицинской помощи, и отказ потребителя от заключения договора не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых такому потребителю без взимания платы в рамках государственной программы и территориальной программы».
Она подчеркнула, что специалисты АО «Медицина» давно работают над совершенствованием организационных аспектов своей деятельности: «Всего у нас существует 52 разных формы договоров — не только с физическими, но и с юридическими лицами».
В настоящее время все аспекты деятельности медицинского учреждения, порядок оказания и оплаты услуг, ответственность сторон регулируется множеством документов. Эта информация в обязательном порядке должна быть доступна пациенту. Исполнитель обязан довести до сведения потребителя (пациента) стандарты медицинской помощи и клинические рекомендации, с учетом и на основании которых (соответственно) оказываются медицинские услуги. Как разместить на информационном стенде более 400 различных документов? И нужно ли делать это? «Для удобства пациентов можно создать на своем сайте блок со стандартными, порядками и клиническими рекомендациями, которые разместить в облачном хранилище. Также если будет доступна ссылка на рубрикатор клинических рекомендаций МЗ РФ, человек сможет перейти по ней и просмотреть необходимую информацию», — поделилась опытом АО «Медицина» Юлия Батрова.
При этом она отметила важность своевременного обновления информации на сайте, внесения актуальных дополнений и изменений в контент, устранения ошибочных данных: «При анализе вашего прейскуранта услуг вы можете обнаружить коды услуг, которые были введены неправильно. Например, услуга «исследование крови в моче» может быть названа неправильно, но если вы посмотрите в приказе, вы найдете услугу «обнаружение эритроцитов (гемоглобина) в моче», которая является эквивалентной процедурой. Поэтому очень важно привлечь профильных специалистов для проверки и исправления грубых нарушений».
По окончании семинара состоялась экспертная дискуссия, в ходе которой Юлия Батрова ответила на многочисленные вопросы специалистов системы здравоохранения.