Принцип разделения врачей: как изменится продажа лекарств с 1 сентября
С тех пор много воды утекло, производство и продажа медикаментов оказались столь прибыльным делом, что аптеки открылись на каждом углу. А теперь, похоже, капитаны этой процветающей отрасли начали задумываться, что не худо было бы подчинить себе и… врачей.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов, профессор Самарского медицинского университета Ян Власов сообщил, что, по его сведениям, часть аптечных сетей собирались открыть на своих площадях терапевтические кабинеты. Дело в том, что с 1 сентября аптеки обязаны вносить в электронную базу движения лекарств данные о предъявленных рецептах. Не секрет, что перегруженные работой врачи стараются рецепты не выписывать, некоторые даже забыли правила их оформления. Да и не все больные ходят в поликлинику. Поэтому провизоры закрывают глаза на отсутствие рецепта, если это, конечно, не препарат, требующий особого учета и контроля. Но с электронной базой так не прокатит. Свой врач решил бы эту проблему, выписывая рецепты хоть каждому посетителю аптеки.
Паника, впрочем, оказалась преждевременной. Росздравнадзор заявил, что речь идет лишь о трех категориях лекарств — сильнодействующих, отпускаемых по льготным рецептам и дистанционным способом. Неясно, было ли так задумано изначально, или уважаемое ведомство только сейчас осознало, с какими проблемами столкнется здравоохранение в случае тотального ужесточения контроля. Но не это главное. Важнее другое: сомнительная инициатива дала толчок к осуществлению хрустальной мечты владельцев всего аптечного бизнеса. Чтобы аптеки не только отпускали лекарства, но и назначали их больным.
Не секрет, что провизоры занимаются этим и сейчас. Советуют, к примеру, вместо выписанного врачом оригинального дорогого препарата взять дженерик, уверяя, что это то же самое, но значительно дешевле (эффективность заменителя может быть ниже, а побочных эффектов больше, но об этом молчок). Обычно клиенты охотно ведутся на такие предложения, наивно веря, что добрый фармацевт хочет помочь им сэкономить на лечении. На самом же деле у аптеки подписан маркетинговый договор с производителем дженерика, провизор материально заинтересован в продаже. Попутно посетителю настойчиво предлагают (если не сказать навязывают) что-то дополнительно: «полезные бактерии» к антибиотикам, витаминные комплексы, препараты для защиты печени и желудка. И ведь все с самыми добрыми намерениями! А теперь представьте, что начнется, если в аптеке будет дежурить собственный врач. Выписка рецептов станет лишь его формальной задачей. А основной — реализация тех препаратов, которые надо продать. И ведь не подкопаешься, врач имеет полное право назначить что угодно. При этом за результаты лечения он отвечать не будет — какой может быть спрос с консультанта в торговом зале?! Такие лайтконсультации наверняка окажутся востребованы людьми, которые терпеть не могут ходить по врачам. А тут достаточно заглянуть на пять минут в аптеку.
Ну и, наконец, еще один важный аспект. Появление новых врачебных должностей в аптеках будет способствовать дальнейшему оттоку специалистов из лечебных учреждений, особенно из глубинки. Выписывать рецепты куда проще, чем лечить больных по-настоящему.
В любом правовом государстве действует принцип разделения властей. Разные ветви власти независимы и контролируют друг друга, иначе злоупотребления неизбежны. Так, наверное, должно быть и в здравоохранении. Если врач прямо задействован в продажах конкретного лекарства, его пациента не ждет ничего хорошего. Казалось бы, сейчас, после разъяснения Росздравнадзора, можно спокойно выдохнуть.
Но надо хорошенько подумать, как в принципе предотвратить появление врачей в аптеках.