Навязчивые мысли и негативные модели мышления являются симптомами целого ряда психических расстройств, но они также могут указывать на невротическое поведение. Мы поговорили с психоаналитиком, автором книг «Вся фигня от мозга», «Путеводитель по психопатам» и «Нарциссизм. Пси-операция» Василием Чибисовым о невротическом поведении, как оно может повлиять на нашу жизнь и как с ним справиться.
Начнём с того, что дедушка Фройд разделял две большие группы неврозов. Первая группа – астенические, ими занимается медицина, в том числе психосоматическая, где они известны как органные неврозы, или малая психосоматика. Вторая группа – это неврозы, поддающиеся психоанализу, потому что в них «закодировано» некое послание из бессознательного. Соответственно, с точки зрения психоанализа, невротик – это субъект, страдающий истерией, фобией или навязчивостью. Также невротик – субъект с неудачно завершённой Эдиповой фазой.
От психопата он отличается социальной адаптивностью. Даже тяжёлый невротик может успешно «прятать» свой симптом от общества и даже близких людей. Невротик может ужиться в коллективе, иметь надёжных друзей (и быть хорошим другом), создать счастливую семью, вести активную половую жизнь, избегать и решать конфликты. У невротика, как и психопата, есть триггеры, но невротик может успешно бороться с их срабатыванием (правда, высокой ценой). Невротик способен посмотреть на свои отношения с ценными объектами под самыми разными углами зрения, на что психопат в принципе не способен.
Если у вашего партнёра обнаружились невротические черты, постарайтесь понять их внутренние законы и значение. Все невротические симптомы имеют бессознательный подтекст. К сожалению, самостоятельно помочь невротику у вас не получится – для этого нужен специалист, обеспечивающий фрустрацию, то есть асимметричный контакт. Например, в психоанализе невротик говорит в режиме свободных ассоциаций, но аналитик не отвечает на прямые вопросы невротика и эмоционально не вовлекается в диалог. По очевидным причинам, вы не сможете обеспечить подобный стиль коммуникации с партнёром.
Однако есть и хорошая новость. Как говорил Фройд, невроз – это негатив перверсии. То есть, невротик прячется от собственных извращённых наклонностей. Впрочем, извращёнными они были разве что по меркам позапрошлого века. Достигнув нужного уровня взаимного доверия, постарайтесь узнать у партнёра о его «вторичных» сексуальных предпочтениях. Чаще всего невротические перверсии сосредоточены на особых предварительных ласках, пролонгации (продлении) орального секса, стимуляции ануса. При тяжёлом неврозе навязчивости есть вероятность склонности партнёра к бдсм-практикам.
В прошлом веке ту же истерию «лечили» сексом, и это даже приносило плоды. Вообще считалось, что истерия – чисто женское заболевание (отсюда и ходовое слово «истерички»). Но это было связано скорее с репрессивной половой моралью. После победы над мракобесием невротиков стало на порядок меньше, а соотношение мужчин и женщин в невротическом спектре выровнялось. К сожалению, слишком «моральные» семьи по-прежнему штампуют невротиков, которые без помощи специалиста могут страдать до конца жизни.
Избавить человека от невроза может как врач-психотерапевт, так и психоаналитик, не имеющий никакого отношения к современной медицине. Поэтому мы говорим не о лечении, а о работе с невротиком. Да, психоанализ невротика – процесс длительный и энергозатратный как для клиента, так и для специалиста.
Последний должен удерживать в памяти достаточно большой объём информации, по сути «записывать» в своё бессознательное всё рассказанное невротиком. В процессе анализа выстраиваются многочисленные дополнительные потоки либидо (если угодно, нейронные связи) между травмирующими, вытесненными представлениями. Главное, психоаналитик должен выдерживать сеттинг (не поддаваться на попытки невротика взять анализ под контроль).
Также психоаналитик должен воздержаться от прямого обсуждения якобы очевидных причин невроза. Даже если таковая причина ясна (клиент с неврозом навязчивости часто «приносит» уже на второй-третий сеанс сновидение, в котором содержится разгадка невроза), ни в коем случае нельзя производить её лобовой штурм. Это может спровоцировать ухудшение симптоматики и возведение клиентом дополнительного уровня невротической защиты.
Здесь работает принципиально иная стратегия. В ходе анализа психика клиента планомерно усиливается, также происходит ряд других процессов (например, перенос). Всё это в совокупности позволяет клиенту в какой-то момент самостоятельно отбросить невротическую защиту, осознать и высказать некогда травмирующие или запретные мысли. Иными словами, психоанализ не столько вытаскивает бессознательных демонов на свет, сколько лишает их силы, позволяя клиенту распоряжаться «возвращённой» областью психики по своему усмотрению.