Порядок оказания платных медуслуг предложили изменить

Минздрав намерен сделать процесс предоставления платных услуг в медучреждениях более прозрачным. В частности, в ведомстве планируют четко разделить потоки пациентов, которые хотят получить медицинскую помощь за деньги или на безвозмездной основе — по полису ОМС. Проект постановления Правительства, утверждающий новый порядок оказания платных услуг, опубликовали 15 марта на портале проектов нормативных правовых актов. Что изменится для пациентов и как узнать, какие исследования положены бесплатно, а за какие придется заплатить, выясняла «Парламентская газета».

Порядок оказания платных медуслуг предложили изменить
© Парламентская газета

За рубли или бесплатно?

Минздрав направил на антикоррупционную экспертизу проект постановления Правительства о порядке предоставления медицинскими организациями платных услуг. Новый порядок должен прийти на смену правилам, утвержденным Правительством еще в 2012 году. Одна из основных целей переработки действующего документа — желание ведомства четко разделить потоки пациентов, лечащихся за деньги и по ОМС, указано в пояснительной записке к проекту. Разработчики документа уточнили, что поводом к пересмотру правил стали сигналы Федеральной антимонопольной службы и жалобы пациентов на замещение бесплатных услуг платными.

Чтобы разделить потоки пациентов, новый порядок содержит закрытый список типов услуг, которые могут предоставлять на платной основе. Один из них — самостоятельное обращение за такой услугой. Также в списке есть пункты об анонимном лечении, оказании помощи людям без гражданства и лечении по желанию пациента с помощью препаратов, не входящих в перечень жизненно важных и необходимых.

Помимо этого, проект предполагает расширить объем информации, которую исполнитель обязан довести до потребителя. В частности, это сведения о квалификации и образовании медработников, которые участвуют в оказании платной медпомощи, перечень льготников, имеющих право на скидку, и другие. Договор на оказание платной помощи по новым правилам может быть заключен дистанционно.

Также документом вводится обязанность медучреждения информировать пациента о форме и способах направления жалоб на получение платных услуг.

Замечания частично учли

Общественное обсуждение проекта правил проходило в ноябре 2021 года. Всего на него поступило 10 замечаний от профессионального сообщества. Получив их, Минздрав доработал документ. Так, например, из новой версии проекта ушло требование указывать информацию о полисе ОМС пациента. Специалисты ведомства также уточнили, что информацию о стандартах медпомощи необязательно демонстрировать потребителям целиком — достаточно разместить ссылки на эти нормативные акты. Однако некоторые положения, раскритикованные медицинским сообществом, оставили без изменений. Например, обязанность клиники прописывать в договоре на оказание платных услуг весь перечень будущих манипуляций и требование составлять договор шрифтом размером 14 кеглей.

Если новые правила примут, они вступят в силу с 1 сентября 2022 года и будут действовать шесть лет. Они будут распространяться как на коммерческие клиники, так и на медучреждения, работающие по ОМС.

Разработанный документ, безусловно, необходим и для отрасли, и для пациентов, считает доктор медицинских наук, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Айрат Фаррахов. Проект постановления Правительства определяет правила и условия оказания платных услуг и подтверждает права пациентов на бесплатную медицинскую помощь.

«Почему для пациентов важен этот документ? В соответствии с Конституцией и программой государственных гарантий каждый человек имеет право на бесплатную медпомощь, — напомнил депутат. - Но если неотложную помощь оказывают сразу и немедленно, то плановую иногда приходится ожидать. Когда человек не хочет ждать, он выбирает платные услуги. Новый порядок в том числе подтверждает гарантии бесплатной медицинской помощи», — заключил Фаррахов.

Куда пожаловаться на навязанные услуги

Как убедиться, что сотрудники поликлиники или больницы не пытаются выдать бесплатные анализы и исследования за платные? Первый способ - внимательно ознакомиться с перечнем услуг, которые можно получить по ОМС. Его можно найти на сайте регионального Минздрава. Второй — запросить такую информацию в страховой компании, выдавшей полис ОМС. Поддержка пациентов входит в обязанности страховых консультантов. Если в клинике навязали платные услуги или пациент заплатил за исследования, которые мог получить по полису бесплатно, на это можно и нужно жаловаться.

«Подобные ситуации бывают, и ко мне, как депутату Госдумы, с такими жалобами обращаются, — отметил Фаррахов. — В таких ситуациях пациенту нужно сразу сообщить о нарушении в страховую компанию. Ее представитель обязан с этим вопросом разобраться».

Если больница взяла деньги за услуги, которые положено оказывать бесплатно, она получит штрафные санкции, констатировал депутат. Потраченные деньги пациенту обязаны возместить. Чтобы избежать спорных ситуаций, нужно внимательно читать договор, заключенный с медучреждением. Кстати, в новых правилах предписано, что условия такого договора должны быть написаны крупным шрифтом, чтобы человек мог легко их прочитать и понять. Этот договор необходимо хранить три года. Если права пациента были нарушены, медучреждению всегда можно предъявить претензии, уточнил парламентарий.