Названы причины высокой смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в России
В борьбе за здоровье россиян
В рамках Национального проекта «Здравоохранение» особое внимание уделяется усовершенствованию оказания медицинской помощи пациентам с онкологическими и кардиологическими заболеваниями в силу их частоты и значимости влияния на смертность. Так, болезни системы кровообращения (далее — БСК) занимают 47% в структуре смертности, а онкология — 20%.
Снижение смертности населения от БСК и от онкологических заболеваний является приоритетом отечественной системы здравоохранения. Для реализации этих целей были разработаны Федеральные проекты «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» и «Борьба с онкологическими заболеваниями», поставлены конкретные целевые показатели. Между тем для онкологических больных финансирование на лекарственное обеспечение было заложено с начала реализации проекта в 2018 году. А вот средства на льготное лекарственное обеспечение пациентов с кардиологическими заболеваниями стали выделять только с 2020 года после постановления Правительства РФ от 30 ноября 2019 г. №1569 “О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Развитие здравоохранения”. Однако, оно затронуло лишь пациентов, перенёсших острые сердечно-сосудистые состояния — инфаркт миокарда и нарушение мозгового кровообращения. Специалисты же отмечают, что пациенты с хроническими заболеваниями сердца нуждаются в льготной медикаментозной терапии не меньше. Важно помнить, что острые состояния всегда развиваются в хронические — с последующим летальным исходом в результате внезапного обострения. Тем более что вклад острых форм ИБС и инфаркта миокарда в показатели смертности от БСК у мужчин и женщин старше 50 лет в РФ составляет 10,3 и 7 процентов соответственно, в то время как большая часть случаев смерти от ССЗ — это следствие хронических заболеваний. Хроническая сердечная недостаточность, например, является финалом практически всех ССЗ, и её вклад в структуру сердечно-сосудистой смертности составляет около 40 процентов.
Факт Болезни системы кровообращения, другими словами — ССЗ, традиционно занимают первое место в структуре смертности населения России (47 процентов).
Уже сейчас специалисты бьют тревогу. Пока достичь основной показатель эффективности Федерального проекта (снижение смертности от БСК с 573 случаев на 100 тысяч населения в 2018 году до 450 случаев к 2024 году) не удаётся: количество смертей от БСК в России не только не снижается, а наоборот, растёт. Так, по данным Минздрава РФ за январь -октябрь 2020 года показатель смертности от болезней системы кровообращения составил 620,7 смерти на 100 тысяч населения, что на 6,6 процента выше, чем за аналогичный период 2019 года. Эти цифры ставят под сомнение запланированное повышение к 2030 году ожидаемой продолжительности жизни россиян до 78 лет, обозначенное указом президента, и означают необходимость системной борьбы не только с острыми проявлениями сердечно-сосудистых заболеваний (далее — ССЗ), но и совершенствование оказания медицинской помощи пациентам с хроническими ССЗ. 841 207 россиян умерли в 2019 году от БСК. Данные Росстата
Совет Федерации выдвинул ряд мер для совершенствования медицинской помощи пациентам с хроническими ССЗ
Именно с этой целью Комитет Совета Федерации по социальной политике провёл заседание Экспертного совета по здравоохранению на тему «Нормативно-правовые и организационные инициативы по снижению смертности от хронических сердечно-сосудистых заболеваний». В рамках Экспертного совета представители органов власти, ведущие специалисты в области кардиологии и представители пациентского сообщества обсудили острые вопросы повышения качества оказания медицинской помощи и пути решения актуальных проблем кардиологической службы.
На заседании комитета были выявлены основные сложности в работе кардиологической службы. Ими оказались дефекты маршрутизации пациентов с ССЗ, недостаточная эффективность организации медицинской помощи пациентам с хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, низкий уровень диспансерного наблюдения пациентов высокого риска.
Здесь же были определены необходимые меры по повышению качества помощи пациентам с хроническими ССЗ, такими как фибрилляция предсердий и хроническая сердечная недостаточность, ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия.
По мнению участников Экспертного совета, выполнение Федерального проекта «Борьба с ССЗ» невозможно без совершенствования медицинской помощи, в частности, введения льготного лекарственного обеспечения пациентов с хроническими ССЗ. И невыполнение целевых показателей в 2019-2020 годах лишь подтверждает эту необходимость.
«Федеральный проект «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями» предполагает особое внимание на острые ССЗ, тогда как вклад их в снижение смертности не более 25 процентов, тем более что острые состояния — это начало патогенетической цепочки, которая неизменно приведёт к развитию хронических заболеваний. Именно на хронические формы мы рекомендовали делать акцент и при формировании региональных программ, предполагался комплексный, панорамный подход, который должен был учитывать нацеленность на трудоспособный возраст, полноценное диспансерное наблюдение», — подчеркивает гендиректор ФГБУ «НМИЦ Кардиологии» Минздрава России, академик РАН, главный внештатный специалист кардиолог МЗ РФ Сергей Бойцов.
Пандемия усугубила ситуацию
По словам президента Российского кардиологического общества, академика РАН, главного внештатного специалиста кардиолога МЗ РФ Евгения Шляхто, пандемия сильно повлияла на ход выполнения Федерального проекта: «Сегодня вопросы помощи пациентам с СЗЗ стоят особенно остро: 2020 год для всех, в том числе для кардиологов, стал серьёзным вызовом, требующим нестандартных решений. К пандемии мы подошли с тем, что ни в одном федеральном округе не было отрицательной динамики по смертности от БСК — этот показатель снижался везде. За это полугодие ситуация изменилась, пандемия неизбежно повлияла на выполнение целевых показателей федерального проекта».
Как подчеркнул академик, пандемия доказала необходимость развития технологий в медицине: «Особое внимание необходимо обратить на больных с хроническими ССЗ: ограничительные мероприятия повлекли рост декомпенсации среди больных с такими формами заболеваний, вызвали рост смертности в этой категории пациентов в связи с трудностями в доступе к терапии и доказали необходимость развития телемедицинских технологий и дистанционного мониторинга состояния больных».
Президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский отметил, что, согласно действующему законодательству, в России любой человек вправе получить бесплатное лекарство, но этого не происходит. «Особенно остро это проявляется на примере пациентов с хроническими сердечно-сосудистыми заболеваниями. Мы давно говорим об этом с Министерством здравоохранения, и оно, к счастью, нас слышит. Финансирование борьбы с ССЗ — это комплексный административный и инвестиционный проект, долгосрочный эффект которого, к сожалению, не просчитывают. А это стоит сделать — так мы можем найти дополнительные средства на помощь пациентам за счёт уменьшения среди них смертности и инвалидизации», — заявил Саверский.
Необходимость совершенствования медицинской помощи
По итогам заседания Правительству Российской Федерации было рекомендовано рассмотреть предложение о включении в государственную программу «Развитие здравоохранения» мероприятий по оказанию медицинской и социальной помощи, профилактике, диагностике, медикаментозной терапии и диспансерному наблюдению больных с хроническими ССЗ, а также при формировании федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 гг. предусмотреть возможность предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на совершенствование системы оказания помощи таким пациентам, включая лекарственное обеспечение.
Министерству здравоохранения Российской Федерации рекомендовано создать межведомственную рабочую группу по разработке и реализации дополнений государственной программы «Развитие здравоохранения» мероприятиями по совершенствованию медицинской помощи и лекарственному обеспечению пациентов с хроническими ССЗ, а также для достижения целевых показателей государственных программ по развитию здравоохранения субъектов Российской Федерации, таких как «снижение смертности от всех причин» и «снижение смертности от БСК», поручить исполнительным органам власти субъектов дополнить разделы государственной программы по совершенствованию системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях, мерами по повышению уровня организации помощи больным с данной патологией.