"Пациенты в Калининграде не избалованы врачами": инфекционист — о том, как боролся с пандемией в двух городах
Калининградцу Денису Ефимову 25 лет, по образованию он врач-инфекционист. В 2020 успел поработать в двух "красных зонах" и поставить на ноги не одну сотню пациентов. В своих роликах для TikTok он дефилирует в защитном костюме и шутит "по-чёрному". Когда пандемия закончится, Денис мечтает выспаться, посмотреть Европу и съездить в Москву к подругам. Врач рассказал “Клопс” о спасении от COVID-19 столетней бабули, буйных пациентах и недоверии коллег.
Денис вырос в Калининграде, окончил ШИЛИ, в 2019 году — Кировскую государственную медицинскую академию. В родной город вернулся этой осенью — заболела мама.
Первый COVID-19 нашли у пары, вернувшейся из Италии
"До пандемии я работал участковым терапевтом в поликлинике Кирова. Зараза пришла в марте. Сразу всех медиков обязали пройти обучение по ковиду: клиника, диагностика, лечение и профилактика.
Тогда мы только-только узнавали что такое коронавирус. Было страшно, всё, что было ясно на тот момент: в Китае вспышка, карантин и очень много летальных исходов. Мы не представляли, что это за инфекция, чем она лечится".
Прекрасно помню первый вызов по подозрению на COVID-19, когда медицинский работник в Кирове надел СИЗ (защитный костюм — ред.). Дочка, находясь в Питере, вызвала врача маме, которая вернулась из Китая. У пациентки была температура, её доставили в областную инфекционную больницу. Ковид не подтвердился.
Первым COVID-19 нашли у пары, которая приехала из Италии, и это был сумасшедший день! Я вёл приём в первую смену, и телефон начал разрываться от сообщений. Открываю соцсети — все друзья скидывают одну и ту же фотографию, на которой вокруг инфекционной больницы Кирова куча скорых, пожарных, МСЧ, полиция. Друзья спрашивали у меня, что случилось. Я понятия не имел, думал — ФСБ проводит акцию "антитеррор". А через час всех вызвали на пятиминутку и доложили, что в Кирове зарегистрировано первое заражение. С этого дня мы начали работать с гражданами, которые вернулись из-за границы".
Соседи "стучали" друг на друга
"Киров — город бедный, я не ожидал, что такой толпой люди начнут ехать домой со всех уголков мира. На скорой ежедневно по 20 вызовов с поводом “вернулись из-за границы”.
Возвращенцев соседи не любили, стучали на них в минздрав. Бывали случаи, что людей не выпускали из дома. Начался маразм и паника. Одна моя пациентка приехала из Италии, где жила полгода. В подъезде бабушки за ней следили. При этом её мать могла спокойно ходить по магазинам, даже без масочки".
Ужас для меня начался четвёртого апреля. Я дежурил и собирал мазки у пациентов, которые вернулись из других регионов. Тогда я и понял: сейчас не нужно уезжать из страны, чтобы заразиться новым вирусом.
В нашей поликлинике ещё не было ни одного подтверждённого случая контакта с COVID-19. И вот я приехал к мужчине, который вернулся из Москвы. Это была суббота, а в воскресенье мне начали звонить. Смотрю пропущенные вызовы: главный врач, заведующая поликлиникой, эпидемиолог, минздрав. Да что такое-то? Оказалось, у этого пациента подтвердился ковид. Я снимал квартиру с двумя фельдшерами скорой, так мы втроём ушли на двухнедельный карантин, несмотря на отрицательные мазки".
В “красную зону” провожали со слезами
Был момент, когда в Кирове открылся новый инфекционный госпиталь специально для больных с коронавирусом. Стали подбирать кадры, я сразу вызвался, оставил заявку. Это был апрель, а пригласили меня в мае. Просто позвонили и сказали: завтра в 7:30 быть готовым. "А как же моя работа в поликлинике?" — "Мы вас оттуда уже уволили".
У меня первая реакция — шок. Да и страшно стало. Начальство провожало на новую работу со слезами на глазах. Друзья в панике, у мамы истерика, а я не спал ночь. Утром мне вызвали машину и увезли на новую работу.
Трудились по шесть часов в многоразовых костюмах. В них было тяжко летом. Только надел, дошёл до входа в отделение — и полные башмаки воды, и респиратор забился, и не дышит от пота. Был такой день, когда восемь часов провёл в костюме. Задыхался уже. Случалось, и в обморок падал, бывало, несколько раз за смену. У меня есть сердечно-сосудистое заболевание, и оно давало о себе знать".
Инфекционистов не хватало, в основном коллектив состоял из разных специалистов, которые прошли повышение квалификации. С нами работали бывшие лоры, кардиологи, урологи, офтальмологи, неврологи, наркологи. У каждого можно было чему-то научиться. Незаменимы были психотерапевты".
"В Кирове каждый пациент с ковидом был обследован, им делали КТ и принудительно госпитализировали. Не все соглашались лечь в больницу.
Если пациент вёл себя агрессивно, в работу включались переквалифицированные психотерапевты. Они творили чудеса. Только что больной кидался в тебя стульями, а через пять минут беседы — адекватный человек, согласный лечиться".
В “красной зоне” я проработал до июля. Начал сильно сдавать по здоровью. Съездил в отпуск и вернулся в поликлинику. Узнал, что тяжело заболела мама и решил ехать в родной город — это была середина августа.
Переезд в Калининград
Сперва я работал поликлинике в Косме (микрорайон Космодемьянского — ред.) Зашёл на сайт минздрава, внёс себя в список резервных врачей. 15 сентября мне позвонили и предложили поработать в областной инфекционной больнице, тоже в “красной зоне”. Там я и застал вторую волну.
Пациенты в Калининграде другие. Не избалованные врачами, потому редко отказываются от медицинской помощи и ведут себя более уважительно.
Мы всегда на подхвате. Инфекционисты очень востребованы. Может получиться так, что большая госпитализация и нас вызовут на работу. Даже в свободное время готовы всё бросить и подключиться. Из-за этого врачи практически перестают спать".
В Калининграде медикам из “красной зоны” давали место в гостинице, бесплатное питание и трансфер до больницы и обратно. Я живу один, ни с кем практически не общаюсь.
В Кирове я привык к определённому стилю работы, перестроиться трудно. В Калининграде бывают случаи, когда врачи боятся приходить к пациентам, которые лечатся на дому. Меня назначили ответственным за колл-центр по коронавирусу, потому знаю, о чём говорю. Каждый раз приходится разбираться, иногда ехать самому, как-то разруливать ситуацию".
Приглашён на празднование столетнего юбилея
"Самая необычная пациентка была у меня в Калининграде — женщина 99 лет. Я занимался лечением всех членов её семьи, взял, так сказать, на курацию. Они столкнулись с проблемой вызвать врача из поликлиники. Все с двусторонними пневмониями, но уже пролечены и мазки отрицательные.
Бабушка заболела самой последней, к ней я ездил два раза в день. Сперва её ничего не беспокоило. Внезапно появилась температура и ослабло дыхание в среднем отделе левого лёгкого, и сатурация была 92-93%. Сначала мы с родственниками единогласно решили её госпитализировать и вызвали скорую. Приехала бригада, запугала страшилками и уехала. На следующий день я пришёл снова осмотреть пациентку. Посовещавшись, решили лечиться дома, чтобы исключить вероятность присоединения бактериальной инфекции, которой осложнены пневмонии в стационарах".
Каждый день по два раза приходил к бабушке, проводил осмотр, делал укол антибиотика и гормонов. Через три дня температура спала, дыхание стало проводиться во все отделы, сатурация увеличилась до 96-99%. Я уже получил приглашение на её день рождения, приду с удовольствием.
Коллегам не нравится моё увлечение TikTok
Я юморной врач и показываю реалии медицины, высмеиваю её пороки. Ведь смех продлевает жизнь. При этом не публикую видео с пациентами, не порочу ничью честь, но могу очень чёрно пошутить. Коллегам такое не нравится, они мне не доверяют. Но на дворе 21-й век. Я “бложу” и есть во всех соцсетях.
Недавно я уволился из “красной зоны”, и тоже по состоянию здоровья. Я вообще никогда не отличался крепким иммунитетом. На меня больной чихнёт на приёме — всё, я уже “готов”, но коронавирусом пока не заболел. Не знаю, буду ли я работать в медицине дальше, ещё не решил".
Когда закончится пандемия
Мечтаю посмотреть Европу, я ведь нигде не был. Ещё съездить в Москву к подружкам, которых я считаю самыми близкими людьми. Хочу, чтобы пандемия закончилась как можно раньше и такого больше не было. Ведь COVID-19 затронул каждую семью и разделил жизнь многих на "до" и "после".
Видео о больницах, где ставят на ноги пациентов с коронавирусом можно посмотреть здесь. О работе в "красной зоне" рассказал ординатор БФУ.