Тупик Альцгеймера: почему наука всё ещё бессильна перед этой болезнью
Деменцией страдают больше 50 миллионов людей, а к 2050 году этот показатель достигнет отметки в 152 миллиона. 60-70% из них —из-за болезни Альцгеймера. Лекарства, способного остановить разрушение мозга, не существует, а попытки найти его пока приводят к неоднозначным результатам. Разобрались, почему сложно создать эффективное лечение.
История болезни
Августе Детер снова нездоровилось. Глубокой ночью 51-летняя фрау выбежала на улицу с громким криком. Домочадцев и соседей такое поведение не удивило — это длилось уже несколько лет. У Августы были серьёзные проблемы с памятью, она больше не могла заниматься домашними делами, стала агрессивной и непредсказуемой.
Со временем всё только ухудшалось, поэтому муж Августы Карл уговорил жену лечь в психиатрическую больницу. Её случай сильно заинтересовал молодого врача и исследователя Алоиса Альцгеймера. Он взял на себя все расходы на лечение, а взамен получил разрешение наблюдать за Августой. Спустя четыре года пациентка скончалась, а доктор Альцгеймер опубликовал фундаментальную работу о новой болезни, которую позже назвали в его честь.
Что это такое
При деменции разрушаются ткани мозга. Как правило, патологический процесс начинается с гиппокампа. Это структура, которая отвечает в том числе за трансформацию кратковременной памяти в долговременную.
Именно поэтому на ранних стадиях больные забывают, что делали вчера, но при этом всё ещё отчетливо помнят события тридцатилетней давности.
Это прогрессирующее заболевание: со временем погибает всё больше нервных клеток и сочленений. Возникает апатия, приступы агрессии и полное непонимание происходящего. Утрачивается координация мышц, их становится меньше. В конечном счёте больному просто не хватает сил, чтобы встать с постели. Это терминальная стадия болезни Альцгеймера, при которой возникают пролежни и инфекции. Часто смерть при этом наступает из-за пневмонии.
Лечения нет, а больных все больше
В развитых странах люди живут дольше, поэтому в таких обществах чаще встречаются болезни, связанные с возрастом.
Сложность болезни Альцгеймера в том, что она требует посторонней помощи и постоянного наблюдения за пациентом. Это колоссальные расходы для системы здравоохранения, которые растут с каждым годом, ведь таких больных становится всё больше.
Лечения пока не существует. Доступные методы лишь незначительно замедляют развитие некоторых симптомов. В терминальных стадиях лечение паллиативное, оно нацелено на улучшение качества жизни.
Почему возникает аллергия и как её лечить
Поймать бета-амилоид
Все попытки создать лекарство от Альцгеймера не увенчались успехом. Их предпринимали исходя из теорий происхождения болезни. По одной из них, патология возникает из-за скопления в мозге белков — бета-амилоида и тау-белка. Их становится слишком много, из-за чего рвутся связи между нейронами, а сами клетки погибают. А если это так, то нужно как-то «вымести» эти белки из мозга. С этим должны были бы справиться моноклональные антитела. Была создана целая линейка препаратов. Самый последний — донанемаб, недавно получил одобрение от Управления по продовольствию и медикаментам США (FDA). Согласно данным клинических исследований, у пациентов, принимавших препарат нарушения восприятия замедлялись на 35%.
Говорить об успехе донанемаба рано, препарат пока проходит третью фазу клинических исследований — на ней проверяют эффективность и безопасность препарата по сравнению с плацебо. Примечательно, что в 2021 году FDA уже одобрило препарат адуканумаб со схожим механизмом действия. Тогда некоторые эксперты заподозрили сотрудников FDA в сговоре с производителем, поскольку лекарство одобрили слишком быстро, без достаточных доказательств эффективности.
Слишком сложная головоломка
Есть немало заболеваний, о причинах которых пока известно недостаточно, но для них есть лечение. Например, это сахарный диабет или артериальная гипертензия. Полностью вылечить эти болезни нельзя, но можно контролировать с помощью лекарств, принимая их на протяжении всей жизни. Теоретически это может сработать и с Альцгеймером, но пока наука слишком далека от этого. Мозг — очень сложная структура, а гибель нейронов необратима.
Проходить регулярную «чистку» мозга от амиллоида или тау-белка пока не представляется возможным.
Во-первых, пока неизвестны долгосрочные последствия исследуемых препаратов. Во-вторых, такое лечение достаточно токсично.
Руководитель отдела политики британского Alzheimer's Research («Исследования Альцгеймера») Дэвид Томас обращает внимание на побочные эффекты от разработанных моноклональных антител. В частности, речь идёт об уменьшении мозга и риске кровотечений. И, наконец, даже если эти препараты будут успешны, то, по крайней мере, ближайшие годы они будут слишком дорогими. Для регулярного длительного применения это не подходит.
Неожиданный поворот
Препарат семглутид разрабатывали для борьбы с ожирением и диабетом 2-го типа, но неожиданно он показал перспективные результаты и в лечении деменции.
Семаглутид имитирует действие глюкагоноподобного пептида-1 (GLP) — гормона, которые вырабатывается в кишечнике после еды. Таким образом препарат помогает человеку дольше оставаться сытым. Кроме того, семаглутид стимулирует выработку инсулина, что важно при сахарном диабете.
Новые исследования демонстрируют, что семаглутид может уменьшать воспаление (оно считается одним из факторов развития болезни Альцгеймера) и улучшать работу нейронов, что потенциально полезно для пациентов с деменцией.
Последние работы показывают, что семаглутид снижает риск развития болезни Альцгеймера у диабетиков на 70% по сравнению с пациентами, которые принимают только инсулин. Уже в этом году компания-производитель намерена опубликовать результаты рандомизированных плацебо-контролируемых исследований относительно эффективности и безопасности семаглутида у людей с болезнью Альцгеймера.
Кому нужны уколы для похудения и насколько они безопасны
Главное
Болезнь Альцгеймера остаётся одной из самых сложных проблем медицинской науки. Несмотря на десятилетия исследований, эффективного лечения до сих пор нет. Все попытки создать лекарство были сосредоточены вокруг гипотезы о токсичности бета-амилоида, но пока новейшие препараты дают лишь скромные результаты и сопровождаются серьёзными побочными эффектами.
Пример семаглутида показывает, что, возможно, пришло время пересмотреть взгляды на природу болезни. Возможно, будущее лечения болезни Альцгеймера кроется в новом понимании обмена веществ в мозге.
Чем опасно высокое давление и как лечить артериальную гипертензию