«Ничего страшного, лучше переболеть»: в регионах закончилась вакцина от ветрянки
Из регионов приходят тревожные новости: закончилась иностранная вакцина от ветрянки, которую больше не закупают. Ее отсутствие связывают с возникшим ростом заболеваемости.
Владислав Шафалинов, профессор, доктор медицинских наук объясняет, насколько опасен этот рост среди детей и что с этим можно сделать.

На Ямале с начала 2025 года число заболевших по сравнению с таким же периодом 2024-го увеличилось на 67 процентов, отметили в местном управлении Роспотребнадзора. В Башкирии, по данным республиканского минздрава, заболеваемость увеличилась более чем в два раза и составляет 16,5 тысячи человек. Инфекция была зарегистрирована в Воронежской и Оренбургской областях, а в Республике Алтай за семь месяцев 2025-го ветряной оспой заразились больше 1,4 тысячи человек.
«За восемь месяцев 2025 года случаи ветряной оспы были зарегистрированы во всех субъектах России», – сообщили СМИ в федеральном управлении Роспотребнадзора.
При этом доля заболевших взрослых в целом остается низкой и практически не изменилась в этом году по сравнению с аналогичным периодом 2024-го: 5,2 против 5,7 процента.
Напомним, что вакцина от ветрянки появилась в РФ сравнительно недавно, входила несколько лет в Национальный календарь прививок, но затем была оттуда удалена. В то же время за рубежом прививки против этой болезни практиковали с середины 70-х годов.
С начала 90-х они стали применяться массово в разных странах.
Считается, что ветрянка – далеко не самое безобидное заболевание. Хотя у большинства она проходит без последствий, некоторые получают осложнения, заканчивающиеся госпитализацией. С возрастом риск осложнений увеличивается до 50% (это касается только тех, кто не болел). Летальность в среднем составляет 1 случай на 60000.
Какие могут быть осложнения после ветрянки: вторичная кожная инфекция (и как следствие – шрамы от оспин), пневмония, ветряночный энцефалит, мозжечковая атаксия, поражение лицевого нерва, поражение глаз.
У переболевших вирус пожизненно остается в нервных ганглиях и у 10-20% в более старшем возрасте в очень редких случаях при падении иммунитета может вызвать более серьезное заболевание – опоясывающий лишай или герпес (Herpes zoster).
Считается, что заболевшие им пациенты могут быть также источником заражения ветряной оспой.
- Я считаю, что ребёнку лучше переболеть ветрянкой в детском возрасте, — комментирует профессор Владислав Шафалинов. — Собственно, как это было всегда раньше. Как известно, в старину в деревнях, когда в какой-то из семей возникала ветряная оспа, туда специально приводили соседских детей, так как после формировался пожизненный иммунитет. С моей точки зрения это совершенно нормальный и естественный путь.
— А насколько изучена и популярна бельгийская вакцина, которую мы использовали? Ведь она появилась сравнительно недавно и мы ее не производили, а закупали на Западе.
— Вообще, последнее десятилетие у нас был бум вакцин против различных заболеваний, иногда вакцинации и не требующих. Следует напомнить, что во время проведения клинических испытаний все виды лекарственных препаратов должны проходить проверку не только на безопасность, но и на эффективность. Американский доктор Владимир Зеленко, к сожалению, уже скончавшийся от онкологии, к которому я отношусь с глубочайшим уважением, помимо эффективности и безопасности, добавлял к этому перечислению ещё один пункт: а нужно ли вообще применять препарат? Насколько он жизненно необходим? Насколько это заболевание вообще опасно, если прививку не делать? Я это называю «третьим вопросом Зеленко».
Это же не просто изобрести вакцину ради того, чтобы ее изобрести, надо понимать, какие будут последствия ее применения. В случае с ветрянкой, а также некоторыми другими заболеваниями, мы формируем зачастую у пациента кривой иммунитет, а устойчивый B-клеточный иммунитет как раз не формируется. То есть мы вмешиваемся в организм, не задумываясь о том, что будет дальше.
Это хорошо знают и настоящие иммунологи, а не те, которые наняты Big Pharma для того, чтобы пропихивать эти препараты.
— Но, наверное, прежде всего это делается ради денег.
— К сожалению, да. И когда нередко заявляют о том, что дело не в деньгах, что производство таких препаратов стоит дорого, а маржинальность минимальная, это не правда — там колоссальная маржинальность. И если на вакцинах производители зарабатывают примерно 60 миллиардов долларов в год, то на лечении хронических болезней, которые в том числе возникают и вследствие непродуманной вакцинации, о которой не любят говорить, получают 600 миллиардов.
— Скажите, а вот детям делают вакцину от ветрянки, а на какое время она формирует иммунитет? Или надо ревакцинироваться постоянно?
— Конкретно по ветрянке я не скажу, но практически все вакцины нуждаются в ревакцинации. Иначе защита ослабеет и человек может заболеть уже во взрослом возрасте, что при некоторых диагнозах, к которым относится и ветряная оспа, гораздо опаснее.