Войти в почту

Медицину испортили деньги

Иначе зачем строго предупреждать в самом начале: «На рабочем месте запрещается курить, принимать пищу… употреблять алкогольные напитки, наркотические и психотропные препараты… пробовать препараты на вкус и запах»? Ну и самое, наверное, показательное: «При общении с пациентами медицинский работник должен быть вежливым, вести себя спокойно и выдержанно, избегая конфликтных ситуаций». В психиатрических отделениях «запрещается посмеиваться… нецензурно выражаться, грубить больным». Необходимость зафиксировать на бумаге эти, казалось бы, очевидные вещи — знак времени. Раньше вежливость, интеллигентность и доброжелательность доктора подразумевались сами собой. И наоборот: людей в белых халатах уважали — значительная часть общества верила, что в медицину идут чуть ли не святые бессребреники. Как обычно, все испортили деньги. Опыт посещения частных клиник посеял в голове пациента сомнение: действительно ли нужна эта процедура (лекарство, операция) или меня просто разводят? Тем временем кассы появились и в бесплатных больницах и поликлиниках, а помощь страждущим стала официально называться оказанием медицинских услуг. Вот люди и требует качества обслуживания, без лишних сантиментов нажимая на все кнопки. Снимают видео прямо во время приема, записывают аудио, жалуются на горячие линии и строчат ругательные отзывы. Какое уж тут доверие к доктору, какой пиетет?! Согласно данным соцопросов, после визита к врачу каждый второй житель российских городов-миллионников пытается перепроверить диагноз и назначенное лечение. Специализирующиеся на медицинских исках юристы обещают найти дефекты и наказать виновных материально. Но порой доходит и до самосуда. Проблема столь остра, что Национальная медицинская палата издала 120-страничное руководство, где врачу подробно разъясняется, как действовать, если его избили, оскорбили, оклеветали или обвиняют в получении взятки. Предисловие написал знаменитый Леонид Рошаль. Если, к примеру, «вы стали жертвой нападения пациента», следует незамедлительно зафиксировать побои, попросив коллег максимально подробно описать повреждения, сделать фотографии и добиваться возбуждения уголовного дела (указан номер конкретной статьи). Полиция отказывает — идите в прокуратуру. В книге целая россыпь необходимых доктору знаний, которые пока еще не дают в мединституте: кого лучше привлечь в качестве свидетелей, как грамотно вести себя на допросе и не сказать лишнего журналисту. Впрочем, кризис во взаимоотношениях врача и больного — вовсе не улица с односторонним движением. В социальных сетях полно свидетельств равнодушия медицинских работников, их пренебрежения своими обязанностями, а порой и откровенного хамства. Студентка пятого курса из Новосибирска стала знаменитой после публикаций в СМИ ее твитов о практике в хирургическом отделении. Без обиняков она сравнивала больных с «баварскими гнойными сосисками» и негодовала, что бедным врачам приходится «до утра ковыряться в сале». Это, конечно, патология. Пример крайний, но, увы, не единственный. Встречалось ли что-то подобное прежде? Да, только воспринималось иначе — как случайность, исключение из правил. В целом же образ человека, который, как свеча, сгорая, светит другим, не подвергался сомнению. Да и сами врачи чаще вспоминали о высоких материях. «Через ветер и пургу с чемоданчиком я к больному побегу…», — пели когда-то студенты-медики. Наберите сегодня в поисковике слова этой наивной песенки — и вы не найдете даже ее следов. Больше не актуальна. А жаль.

Медицину испортили деньги
© Вечерняя Москва