Войти в почту

Доктор в телевизоре

Телемедицина в условиях пандемии COVID-19 начала пользоваться все большим спросом. Корреспондент "Уралинформбюро" встал в очередь к специалистам. При попытке отыскать врача-дерматолога, готового провести удаленный прием по видеосвязи, возникли трудности. В медицинских центрах Екатеринбурга был получен отказ. Где-то сразу заявили, что проводят только амбулаторные приемы. В некоторых подчеркнули необходимость прийти на первичную консультацию, заверив в том, что медучреждение проходит регулярную санитарную обработку, и пациенты находятся в полной безопасности. Первый вывод – в ходе онлайн-приема врач не имеет права ставить диагноз, не назначает лечение и не выдает больничный. В России закон о телемедицине вступил в силу в январе 2018 года. Согласно документу, эти технологии можно применять только при проведении консультаций по вопросам профилактики, диагностики и мониторинга состояния здоровья пациента, а также для того, чтобы принять решение о необходимости очного приема. Нынешней весной в Госдуму внесен законопроект, который предлагает в условиях чрезвычайной ситуации или эпидемии разрешать проводить первичные медосмотры при помощи телемедецинских технологий. Но сами врачи признаются, что по телефону консультируют или назначают лечение только родственникам или очень близким знакомым. "Даже если я знаю, как помочь пациенту, то не буду рисковать, – говорит врач-отоларинголог одного из екатеринбургских медцентров. – Ведь это грозит и самому обратившемуся за помощью некорректным диагнозом. А врачу – судом, даже если диагноз верный". По мнению практикующих медиков, телемедицинские консультации хороши в формате "врач-врач", когда два специалиста могут обсудить какой-то сложный случай. "Когда я работала в одной из сельских больниц региона, я могла связаться с коллегами из Свердловской областной клинической больницы №1, – рассказывает собеседница "Уралинформбюро". – А работа в формате "врач-пациент" для многих специализаций крайне затруднительна, а нередко и вообще невозможна. Например, если пациент жалуется мне на боль в ухе или горле, посмотреть их в формате видеосвязи сложно, изображение искажается. А как на "удаленке" вести прием, к примеру, гинекологу или урологу?" С этой точкой зрения согласен и главврач Городского перинатального центра ДГБ №10 Сергей Мартиросян. По его словам, любая телемедицинская консультация имеет серьезные ограничения по качеству этой помощи. Поэтому во благо пациента первичные приемы лучше проводить очно. А плановые визиты к врачам в период пандемии вообще отложить. "Если взять конкретный пример – попытку записаться на прием к дерматологу, то взрослый человек в большинстве случаев может подождать. Если речь о ребенке, у которого сыпь может быть признаком инфекционного заболевания, то это повод для консультации инфекциониста. То есть в данном случае телемедицинская консультация будет иметь смысл. Но врача, скорее всего, все равно придется посетить", – говорит Мартиросян. По его мнению, телемедицинские консультации в условиях пандемии полезны пациентам, которые хотят задать вопросы, связанные с ОРВИ. Поскольку сейчас с такими симптомами не стоит идти в больницу. В этом случае врач может хотя бы снять беспокойство, наметить план лечения, назначить очные консультации, если необходимо. С помощью средств связи можно наблюдать пациентов с хроническими болезнями, для которых очень высок риск заразиться при посещении клиники. Также телемедицина помогает предотвратить заражения врачей и снизить нагрузку на приемные отделения по несрочным случаям. Но ходить "по врачам" после самоизоляции мы не перестанем. Кира АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Доктор в телевизоре
© Уралинформбюро