Учёные обнаружили механизм «включения и отключения» герпеса

Вирус герпеса может стать причиной возникновения язв, опасных для жизни инфекций, энцефалита, роговичной слепоты и множества других неприятных заболеваний. Лечение этого вируса затруднено, так как он скрывается в нервных клетках и появляется спустя месяцы или даже годы для реактивации инфекции. Команда Шанга Ми Яо Ху обнаружила , что вирус переключается между «скрытой» и «литической» стадиями, в которых он воспроизводится. А его активность зависит от того, насколько плотно его ДНК упаковывается в пучки, называемые хроматином. «Любая проблема, которую вызывает герпес, связана с его реактивацией. Вот почему противовирусные препараты не могут полностью вылечить инфекцию. Из-за этого до сих пор невозможно разработать эффективную вакцину. Задержка и реактивация являются основными направлениями исследований герпесных вирусов.» — пояснил Шанг. Когда вирус герпеса попадает в клетку, клетка пытается защитить себя, плотно обёртывая вирусную ДНК вокруг катушечных белков под названием гистоны и конденсируя ее в хроматин, что приводит к уходу вируса в спящую стадию. Но если хроматин недостаточно хорошо справился с задачей, частицы вируса могут «включить» свои гены и снова начать размножаться с помощью клеточного механизма. Большинство исследователей сосредоточились на том, когда и как отдельные гены на геноме вируса герпеса включаются и выключаются во время инфекции, чтобы выяснить, как вирус переключается между скрытой и литической стадиями. В новом исследовании учёные показали, что динамика хроматина отвечает за то, «включен» ли геном вируса герпеса целиком. Этот новый механизм представляет собой ранее упущенный из виду способ регулирования экспрессии генов на уровне всей вирусной хромосомы. Используя эти новые знания, исследователи могут продолжить изучение взаимодействия между вирусом и клетками-хозяевами, которое определяет экспрессию вирусной ДНК. Противовирусные препараты для лечения герпеса существуют с 1960-х годов, но до сих пор эффективное лекарство отсутствует. Латентность и регуляция генов — это большая проблема, потому что мы недостаточно много знаем об этом. Но новое открытие открывает новые направления для изучения того, как вирус восстанавливается после того, как он выходит из спящего состояния, ведь именно способность герпеса залечь на дно сорвала усилия по созданию эффективных вакцин или противовирусных препаратов, которые полностью предотвращают или лечат инфекцию. Фото: PixaBay

Учёные обнаружили механизм «включения и отключения» герпеса