Войти в почту

И нацпроект не помог. Как разрушалась российская медицина

Перегибы оптимизации Если взглянуть на официальные цифры Минздрава, то можно увидеть постепенное сокращение количества медицинских учреждений, койко-мест в больницах, среднего медицинского персонала. Объяснение этому процессу есть – оптимизация системы здравоохранения, инициированная еще в 2010 году. Благими намерениями оказалась вымощена дорога в ад: вместо избавления от неэффективных учреждений, улучшения ситуации в отрасли, последствием реформы стало поглощение части необходимых для жителей регионов медицинских организаций: «Полного комплексного анализа не проведено, но то, что сократили лишнего – и в первичной сети фельдшерско-акушерские пункты, и многие подразделения амбулаторного порядка – это да. На эти вещи уже был вынужден обращать внимание президент, который говорил о развале первичного звена медицинской помощи, об этом говорят и последние цифры, свидетельствующие о снижении доступности медицинской помощи», – заявил в беседе с «ФедералПресс» депутат ГД РФ, врач-хирург Алексей Куринный. Мнения о необходимости проведения оптимизации здравоохранения среди экспертов и врачей расходятся. Однако все без исключения подчёркивают провалы, связанные с реформой: «Укрупнение [медицинских учреждений] – это мировая тенденция, но все очень сильно зависит от критериев. У нас все просто косили, не глядя, к сожалению. У нас все эти критерии привязаны к количеству населения: на 10 тысяч человек – одна скорая, а то, что 10 тысяч населения разбросано в радиусе 150 тысяч километров – это никого не волнует», – поделилась с «ФедералПресс» председатель профсоюза «Альянс врачей» Анастасия Васильева. Именно оптимизация повлекла за собой чрезмерную нагрузку на медицинских работников, ухудшение условий труда без изменения заработной платы. А это, в свою очередь, неизбежно приводит, по словам экспертов, и к росту смертности среди населения. Недофинансирование В 2005 году здравоохранение впервые стало одним из приоритетных национальных проектов. В прошлом году – вновь вошло в число национальных проектов. Ежегодно это еще и внушительный пункт расходов федерального бюджета (например, в 2018 году на отрасль было заложено более 537 млрд рублей). Но если исчислять процентами от ВВП и ориентироваться на предписания Всемирной организации здравоохранения, то окажется, что здравоохранение на сегодняшний день недофинансируется. По словам депутата ГД РФ, в прошлом главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко, по рекомендациям ВОЗ финансирование здравоохранения должно составлять не менее 7% от валового внутреннего продукта: «Впервые официально в документах, которые являются политическими документами государства, даже в советской время таких задач не ставилось, в 204 указе и в Послании президента прозвучала цифра, что мы должны довести финансирование здравоохранения до 4% ВВП, а с учетом других источников (то, что могут дать предприятия, бизнес) до 5%. Это у нас индикатив к 2024 году. Так что сегодня это где-то 2,8-3% ВВП», – рассказал журналисту «ФедералПресс» Онищенко. Недофинансирование отрасли компенсируется ее коммерциализацией, уверен депутат Алексей Куринный. «На этом фоне идет рост платных услуг. Очередной рост был зафиксирован в 2018 году, то есть люди, имея право на бесплатное медицинское обслуживание, оплачивают его за свой счет, поэтому говорить о какой-то реформе не приходится. Идет медленная коммерциализация медицинской помощи в противоречие с Конституцией и всеми базовыми федеральными законами», – отметил парламентарий. По его словам, национальные проекты увеличат финансирование здравоохранения на 0,1-0,2%, что позволит повысить и траты на отдельные направления, но комплексно проблемы отрасли не решит. Управление финансами Эксперты в беседе с «ФедералПресс» также указали на порочность существующий системы обязательного медицинского страхования. Отметим, что 70% в структуре заработной платы медработника приходится именно на поступления из ОМС. «У нас 3,2 трлн рублей идет через ОМС. Это не бюджет, и распоряжается им не министерство, а Фонд медицинского страхования. У Министерства здравоохранения России в этом году 160 миллиардов – это его бюджет. Еще 400 миллиардов – это деньги субъектов», – пояснил Онищенко. «Когда деньги идут за пациентом, учреждения вынуждены жить по планам. Но какой может быть план, например, у «скорой помощи»? Получается, что, если люди меньше болеют и реже обращаются, а врачи вроде как работают хорошо и лучше лечат, больницы получают меньше (от ОМС, – ред.), и врачи, соответственно, получают меньше зарплату», – рассказала «ФедералПресс» Анастасия Васильева. При этом, по словам председателя профсоюза «Альянс врачей», возникает ситуация, когда заработную плату сотрудников единолично распределяет главный врач. Отметим, что аудит Счетной палаты еще в июне этого года показал, что 60% регионов не повысили зарплату работникам больниц и поликлиник в рамках майского указа президента. Предполагалось, что она будет составлять примерно 200% от средней по региону. При этом, согласно докладу, не обошлось без махинаций – в некоторых учреждениях была практика перевода младшего медпресонала на должность уборщиц. В результате, люди в белых халатах лишались не только прибавки, но еще и льгот. Напомним, на прошлой неделе состояние первичной системы здравоохранения было посвящено совещание президента с правительством России. Но для Владимира Путина одного только мнения кабмина (равно – Минздрава) недостаточно. Уже в конце октября глава государства проведет президиум Госсовета по этому вопросу. О реальных проблемах на местах расскажут губернаторы. Они же предложат варианты преодоления трудностей. Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

И нацпроект не помог. Как разрушалась российская медицина
© РИА "ФедералПресс"