Ученые скоро научатся лечить простуду с помощью биоинженерии

Учёные Стэнфордского и Калифорнийского университетов в Сан-Франциско установили, что сделать человека невосприимчивым к вирусным заболеваниям поможет блокировка особого белка в организме. Лабораторные опыты показали, что мыши, у которых отсутствовал белок SETD3, были совершенно невосприимчивы к любым энтеровирусам. К этой группе вирусов относится и риновирус, чаще всего вызывающий простудные заболевания, поясняет американский научно-популярный журнал Salon. Простуда не является смертельным заболеванием, но её лечение требует большого количества времени, сил и средств. При этом по-настоящему эффективного средства для избавления от банального ОРЗ до сих пор нет. Новые исследования показывают, что, убрав из клеток белок SETD3, можно сделать их невосприимчивыми не только к риновирусам, но и вирусам, которые вызывают опасные заболевания вроде энцефалита и полиомиелита. Пока эксперименты проводились только на мышах, но результаты превзошли все ожидания: даже при введении энтеровируса прямо в мозг мыши, лишённой белка SETD3, животное оставалось абсолютно здоровым, а вирус погибал. Впрочем, безоблачными перспективы создания новой методики пока назвать сложно: в ходе дальнейших исследований выяснилось, что мыши, у которых не было белка SETD3, гораздо тяжелее переносили роды. Вероятно, считают учёные, данный белок необходим для производства актина, который влияет на сокращение гладкой мускулатуры. Исследователи заявляют, что принципиальная особенность нового метода в том, что он нацелен на белок реципиента, в то время как все известные противовирусные средства воздействуют на белок вируса. Этот механизм нуждается в тщательном изучении и апробации, поэтому универсальное лекарство от простуды появится в аптеках ещё не скоро. В России тем временем создали новую вакцину против ротавируса – препарат появится на отечественном рынке уже в 2021–2022 годах.