У «флешбеков» ветеранов нашли генетические предпосылки

Посттравматическое стрессовое расстройство может появиться у людей, переживших тяжелые для психики экстремальные события, например, аварию, стихийное бедствие или боевые действия. Симптомы ПТСР делят на три группы — чрезмерное возбуждение (бессонница, раздражительность, неспособность сконцентрировать внимание и другие), избегание (нежелание говорить о пережитом, попытки вытеснить из памяти, частичная амнезия), и наконец повторное переживание — флешбеки. Последняя группа характерная, уникальная, «визитная карточка” ПТСР. Больной переживает случившееся как наяву, не может отделаться от воспоминаний, которые могут нахлынуть из-за триггеров. На этих оригинальных симптомах и сосредоточились ученые в попытках найти генетические корни склонности к ПТСР. Хотя прежде проводились подобные исследования, авторы статьи, опубликованной в Nature Neuroscience, использовали самую большую выборку на сегодня — 166 643 человек. Они использовали данные, собранные в рамках проекта Million Veteran Program (Программа «Миллион ветеранов», MVP). Эту программу ведет Администрация по здравоохранению ветеранов Министерства по делам ветеранов США, с целью сбора информации об ассоциациях между генами и болезнями ветеранов. Отслужившие в рядах вооруженных сил США заполняли анкеты о своем психическом состоянии и сдавали кровь. Эти данные и результаты анализов и использовали авторы статьи. Ученые отобрали информацию о расшифровке генома 146 660 белых и 19 983 чернокожих ветеранах, у которых были флешбеки — и обнаружили в них 8 участков ДНК, которые были ассоциированы с ПТСР. Самая сильная связь с симптомом была у трех участков: гена CAMKV; участка, ближайшего к гену KANSL1, и включающему ген CRHR1; и гена TCF4. Все эти гены сильнее всего экспрессируются в нейронах полосатого тела мозга. В свете симптомов ПТСР интереснее всего два гена. Ген CRHR1 участвует в ответе и передаче сигналов стероидных гормонов, в том числе кортикостероидов, и таким образом, связан с реакцией на стресс. Другой ген, TCF4, прежде был замечен, как связанный с шизофренией. Общность этого гена у ПТСР с шизофренией, как считают авторы статьи, прослеживается в галлюцинациях, которые можно сравнить с флешбеками ветеранов военных действий. Кроме того, у страдающих ПТСР случаются не только визуальные, но и слуховые галлюцинации. Ученые предполагают, что в корне видений шизофреников и флешбеков больных ПТСР могут быть одни и те же физиологические процессы, но это необходимо исследовать дополнительно. Кроме шизофрении, генетические связи с ПТСР были похожи и на соответствия с гипертонией. Ученые считают, что результаты исследования могут помочь в лечении ПТСР разработкой новых лекарств.