Войти в почту

«Твой сын, купи сама»: как россияне пытаются получить льготные лекарства

Очередь в социальной поликлинике на получение льготных лекарств: пожилые люди смиренно сидят на скамейках, сжимая в руках талончики и старенькие сумки. Кому-то из них необходимы жизненно важные лекарства, из-за отсутствия которых им может стать хуже. На сегодняшний день нередко бывают случаи, когда выдачу бесплатного препарата задерживают на большие сроки. «Ридус» узнал истории некоторых таких пациентов и решил разобраться, что делать, если ваши права нарушают. Лекарства нет, приходите потом: истории пациентов К «Ридусу» обратилась жительница Воронежа Людмила Пылева, которая рассказала, что ее больному раком отцу никак не удавалось получить бесплатные лекарства. Диагноз пожилого мужчины — аденокарцинома предстательной железы третьей стадии, он нуждался в препарате «Бикалутамид». Рецепт был отдан в аптеку 27 июня, но лекарство не выдавали месяц. «Не в первый раз, и не только это лекарство, „Бисерулин“ тоже не давали. Состояние с каждым днём всё хуже и хуже. Я даже в прокуратуру написала», — рассказала она. Со слов Людмилы, также она звонила в департамент здравоохранения, где ей сказали, что в аптеке выдадут лекарство в течение десяти-пятнадцати дней. Когда этот срок истек, Людмила позвонила в ведомство еще раз, и ей пообещали с ней связаться. В итоге лекарство все-таки удалось получить — из аптеки позвонили 22 июля. Житель Курска Виталий поделился с «Ридусом» аналогичной проблемой. У его 82-летней бабушки сахарный диабет, она нуждается в «Инсулине» и других препаратах. Однако, как говорит мужчина, задержки выдачи в аптеке составляют около 90 дней. «Никогда нет в наличии, но в аптеке нашей уже налажена процедура с работниками — оставляем рецепты, номера телефонов, они отзваниваются», — сообщил он. Москвичка Лариса А., дочь пациентки с сахарным диабетом, рассказала, что врачи периодически предлагали заменить дорогие иностранные лекарства на более дешевые российские. По ее словам, отечественные аналоги не помогали ее маме так, как иностранные. «Это очень давно происходит. Врачи, не моргнув глазом, вместо «Глибомета» предлагали мне «Медглиб» или «Глюконорм. Говорили, что немецкого препарата нет. Принимаем эти препараты, а сахар держится», — поделилась она. Бывают случаи, когда предлагаемый аптекой препарат-аналог делает пациенту только хуже. Многодетная мать из Набережных Челнов, представившаяся Венерой, ухаживает за больным сыном. У мальчика бронхиальная астма и врожденный порог сердца. «Нам аллерголог выписала рецепт, чтобы получить бесплатно в государственной аптеке порошок для ингаляций «Серетид Мультидиск». Но жизненно-важного лекарства для ребенка нет. В аптеке дают аналог этого лекарства, который моему сыну не подходит. Сын должен каждый день дышать этим препаратом, а его нам не предоставляют. Как нам быть? В поликлинике начальник по медицинской части говорит, что не от него зависит. Врачи говорят: «Это твой ребёнок, купи в аптеке»», — поделилась она. Светлана, жена пациента, уже более девятнадцати лет страдающего болезнью Паркинсона, не может получить лекарство «Наком». «На протяжении последних двенадцати лет он принимал «Наком», теперь нам отказали в его получении, ссылаясь на то, что вышел закон о лекарственном обеспечении только отечественными препаратами. За эти годы мы перепробовали всё, но, кроме «Накома», мужу ничего не подходит. Есть заключение ведущего специалиста из поликлиники, но препарат мы так и не получаем», — сообщила она. А 28-летняя жительница Саратова, инвалид первой группы с сахарным диабетом, необходимого ей льготного лекарства так и не дождалась. С января по май прошлого года рецепты на препараты врачи поликлиники № 20 не выписывали, так как в аптеках их попросту не было. Девушка обратилась в прокуратуру, и надзорный орган выяснил, что аукцион на поставку лекарств для диабетиков, объявленный в мае 2018-го, региональный Минздрав признал несостоявшимся. Повторный аукцион был проведен через месяц, а госконтракт заключили лишь в августе. При этом, как установили в прокуратуре, до заключения контракта Минздрав региона давал районным поликлиникам негласные указания о невыписке рецептов. Родные девушки покупали ей дорогие лекарства за свой счет, но в меньшем количестве, чем было рекомендовано. Было возбуждено уголовное дело об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей (ч. 1 ст. 238 УК РФ), но девушка скончалась. Нарушения по всей стране: что будет делать Минздрав В преддверии новой «Прямой линии» с президентом РФ Владимиром Путиным Росздравнадзор обнародовал результаты масштабных проверок по жалобам пациентов. Как оказалось, массовые нарушения с выдачей льготным лекарств выявлены в шестнадцати регионах страны, они связаны как с несвоевременном обеспечении льготными лекарствами, так и отсутствием контроля за определением потребности в препаратах. Нарушения зафиксированы, в том числе, в Брянской, Воронежской, Орловской, Рязанской, Самарской, Ульяновской и Кемеровской областях, а также в республиках Карелия, Коми, Адыгея, Мордовия, Хакасия, Дагестан, Карачаево-Черкесия и в Краснодарском крае. Так, в Ульяновской области по 40% рецептов граждане не могут получить льготные лекарства. В свою очередь, министр здравоохранения России Вероника Скворцова заявила, что в стране начинается создание системы полного или частичного государственного возмещения стоимости купленных пациентами лекарств, назначенных врачом для амбулаторного лечения. По ее словам, эта система будет работать с 2023 года и сможет «кардинально изменить ситуацию». Предполагается, что с помощью данной системы можно будет обеспечить всех пациентов, имеющих права на льготные лекарства, бесплатными препаратами, а остальные категории граждан получат скидки. Кроме того, по задумке Минздрава, система устранит дублирование федеральных и региональных льгот: в единую информационную базу человек будет попадать однократно на основе данных СНИЛС. «Нам дано два года на то, чтобы мы просчитали и представили единую цифровую систему амбулаторного лекарственного обеспечения. Мы рассчитываем, что уже в 2022 году она сможет быть запущена. Для этого требуется полная цифровизация региональных медицинских и фармацевтических организаций, что будет обеспечено, согласно дорожной карте, к концу 2021 года», — сообщила Вероника Скворцова. По информации Минздрава, каждый год россияне тратят на покупку лекарств для амбулаторного лечения около триллиона рублей. Как получить льготные лекарства Льготные лекарства выписывает лечащий врач в поликлинике при предоставлении пациентом документов, подтверждающих его право на льготу — к примеру, удостоверение об инвалидности. Однако бывают случаи, когда врач отказывает в выписке препарата, ссылаясь на отсутствие необходимого лекарства в аптеке. «Требуйте от него, чтобы он сделал соответствующую запись в вашей карте с указанием причины такого своего решения, то есть, отсутствие препарата в аптеке. По закону врач не имеет права делать таких записей в карте, он либо все же выпишет рецепт, либо же продолжит настаивать на своем. В таком случае требуйте от него сделать пометку, что вы посетили его прием именно в этот день», — советует юрист Игорь Шибалкин в своем блоге. По его словам, в связи с такими действиями медика нужно писать жалобу на имя главного врача поликлиники. Получить льготные препараты можно по рецепту в аптеке. Необходимо следить за тем, чтобы лекарство было выписано врачом на официальном бланке поликлиники, а срок действия не истек, иначе в аптеке имеют право отказать. Но если аптека не выдает необходимые льготные препараты или продукты питания по рецептам из-за того, что их сейчас нет в наличии, то обязана предоставить их в течение десяти рабочих дней со дня обращения. Или же аптека может представить другое аналогичное лекарство, предусмотренное перечнем препаратов. В случае, если пациент отказывает от аналога, аптека должна действовать так: принять льготный рецепт; зарегистрировать его в аптечном журнале, присвоив ему статус отсроченного обслуживания; снести данные рецепта в электронную программу учреждения; отправить письменную или электронную заявку на медикаменты компании-поставщику. Если поставщик не удовлетворяет заявку, то аптека обязана закупить лекарство за свой счет — деньги будут возвращены государством. Обычно пациентов уведомляют о получении препарата аптекой по телефону. Необходимо помнить, что аптека не имеет права ограничивать объем льготного лекарства — это может сделать только врач. Кстати, льготные лекарства можно заменить выплатой денежных средств. Для этого надо написать заявление в Пенсионный фонд. Но если пациент захочет возобновить получение бесплатных лекарств (вместо получения денег), то он должен написать в Пенсионный фонд заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг. Куда можно пожаловаться В случае, если в течение длительного времени вы так и не получили льготное лекарство, можно подать жалобу на аптеку: позвонив по телефону «горячей линии» Департамента здравоохранения своего города или региона; позвонив по телефону «горячей линии» Управления фармации Департамента здравоохранения своего города или региона; оставив обращение на официальном сайте Росздравнадзора; обратившись в администрацию поликлиники, врачи которой выписали льготное лекарство; подав заявление в прокуратуру.