В России разрабатывают метод борьбы с метастазами с помощью состаривания раковых клеток

МОСКВА, 12 июля. /ТАСС/. Ученые Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова работают над созданием препарата, который сможет замедлять распространение в организме метастазов с помощью искусственного состаривания раковых клеток. Об этом в пятницу сообщила пресс-служба Российского научного фонда, чьим грантом поддержано исследование. "Сотрудники МГУ имени М. В. Ломоносова проанализировали связь между механизмами преждевременного и естественного старения, изучив оболочку ядра в клетках. На основе полученных данных ученые разрабатывают соединение, которое будет регулировать строение и механические свойства ядерной оболочки. Оно поможет предотвратить распространение раковых клеток в организме, вызывая их старение", - говорится в сообщении. Ученые изучили строение оболочки ядра клетки и одного из ее слоев, расположенного в промежутке между наружной и внутренней мембранами, - ядерной ламины. Она представляет собой сеть нитевидных белков, основным компонентом которой является белок ламин А. Ядерная ламина участвует в расположении хромосом в ядре и защищает генетический материал ядра от повреждений. При этом нарушение созревания ламина А приводит к таким заболеваниям, как синдром ускоренного старения, а при распространении раковых клеток по организму (метастазирование) ген этого белка часто выключается, что ученые считают возможной причиной быстрого прогрессирования рака - за счет снижения жесткости ядра раковые клетки легче преодолевают межклеточные пространства при миграции. "Они [ученые] выяснили, что при удалении ламина А пластичность ядра и подвижность клеток повышается, а замена нормального ламина А на мутантный [ответственный за ускоренное старение] приводит к обратному эффекту: ядерная оболочка становится жестче, и клетки не могут протискиваться через узкие проходы, так что их перемещение замедляется", - говорится в сообщении. Разработанные на основе этого принципа препараты, превращающие незрелый белок ламина А в полноценный, смогут в рамках комплексной терапии замедлить образование метастазов, считают ученые. Результаты научной работы опубликованы в журнале Frontiers in Genetics.