Ученые выяснили, почему поездки в деревню избавляют детей от астмы

МОСКВА, 17 июн – РИА Новости. Богатая микрофлора деревенских домов помогает детям и взрослым правильно "настроить" иммунитет и заметно уменьшает вероятность развития астмы и других форм аллергии. К такому выводу пришли финские медики, опубликовавшие результаты своих необычных экспериментов в журнале Nature Medicine. "С незапамятных времен человек приспосабливался к жизни в среде, богатой микробами. Наши отношения с ними поменялись в результате урбанизации, что могло породить эпидемии астмы и аллергии. Мы проверили, так ли это на самом деле, попытавшись перенести богатую микрофлору сельских домов, в городские условия", — рассказывает Юха Пекканен (Juha Pekkanen) из университета Хельсинки (Финляндия). Астма — хроническое воспаление органов дыхания, которое выражается в приступах удушья различной силы и продолжительности. Они возникают из-за нарушений в работе клеток иммунной системы, вызывающих воспаления в дыхательных проходах и заставляющих их сужаться. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, в настоящее время от астмы страдает 300 миллионов человек, и каждое десятилетие число больных возрастает в полтора раза. Эти нарушения в работе иммунных клеток, как сегодня считают ученые, могут развиваться по самым разным причинам – в результате недостаточного контакта людей с микробами и грибками, которые "обучают" иммунитет сигналам "свой-чужой", из-за развития хронических воспалений, связанных с ожирением, а также различных нарушений в обмене веществ и работе сигнальных молекул. Эта идея, так называемая "гигиеническая гипотеза", находит сегодня все больше сторонников, и ученые предлагают бороться с астмой и другими формами аллергии, преднамеренно заражая детей паразитическими червями или позволяя им грызть ногти, играть в грязных песочницах и сосать пальцы. Аналогичным способом, как сегодня считают нейрофизиологи, может развиваться болезнь Альцгеймера и другие аутоиммунные болезни мозга. Многие родители, как отмечает Пекканен, давно пытаются бороться с астмой, отправляя своих детей на лето на дачу или в деревню к бабушке, где они постоянно контактируют с микробами, грязью и прочими "дрессировщиками" иммунной системы. Этот простой прием, вопреки сложившейся репутации "народных средств", действительно работает достаточно эффективно, как показывают десятки различных наблюдений и проверок, проведенных учеными в последние годы. Пекканен и его коллеги попытались понять, в чем именно заключается оздоровительный эффект от поездок или жизни в деревне, наблюдая за состоянием здоровья и средой обитания двух больших групп новорожденных финнов на протяжении первых шести лет их жизни. Половина участников этого проекта, LUKAS, жила в типичных городских условиях, а остальные младенцы – в непосредственной близости от ферм или на территории деревень и прочих сельских поселений. Их родители подключились к этим экспериментам еще до рождения ребенка, согласившись на то, что ученые осмотрят их дома, оценят уровень влажности, богатство микрофлоры, а также проведут всесторонние анализы их крови. Сопоставляя сходства и различия в развитии астмы и аллергии у их детей, ученые пытались понять, какие именно качества деревенской жизни влияют на эти болезни, и как их можно перенести в жизнь горожан. Как оказалось, микрофлоры городских и сельских домов сильно различались, причем эти различия совсем неодинаково влияли на здоровье детей. К примеру, наличие или присутствие конкретных видов микробов почти не сказывалось на шансах приобрести астму, тогда как расхождения в соотношении их численности очень сильно влияли на эту вероятность. Что интересно, эти наблюдения раскрыли простую закономерность – чем менее похожей была микрофлора городских домов на то, как выглядят "деревенские" микробы, тем чаще их обитатели страдали от астмы. Эта взаимосвязь, как отмечают ученые, была намного сильнее, чем все остальные факторы, влияющие на развитие астмы, в том числе влажность, наличие грибков и прочих неблагоприятные феномены. Получив подобные выводы, ученые проверили их справедливость, вычислив аналогичный показатель для похожего эксперимента, GABRIELA, который их коллеги проводили на территории Германии. Несмотря на разные методики сбора микрофлоры, Пекканен и его коллеги открыли такую же закономерность и среди немецких детей. Как отмечает иммунолог, пока его команда не выделила отдельные виды микробов, которые были связаны или с развитием астмы, или с приобретением защиты от нее. Тем не менее, ученые выделили несколько родов бактерий, влияющих на шансы ее приобретения. К примеру, повышенное число стрептококков в микрофлоре дома способствует развитию астмы, а появление цианобактерий, а также микробов из родов Sphingobacteriia и Alphaproteobacteria понижает эту вероятность. В ближайшее время ученые планируют более детально изучить различия между деревенской и городской микрофлорой в надежде понять, как можно изменить состав последней для того, чтобы защитить детей от развития астмы.

Ученые выяснили, почему поездки в деревню избавляют детей от астмы