Игра в бессмертие: как революция в генетике изменит человечество

Родить ребенка, который практически не будет болеть и стареть, вырастет идеально худым, сильным, быстрым и получит заданный цвет глаз и волос — неужели это не дикие выдумки фантастов, а надвигающаяся реальность? Подвох в грядущей генетической революции искал колумнист «360». 25 апреля — Международный день ДНК. В этот день 66 лет назад опубликовали первые материалы о молекулярной структуре главного кирпичика любого живого организма. В апреле 2003 года была достигнута новая веха — закончен крупнейший в истории биологии международный проект «Человеческий геном». Его итоги сравнимы с выходом в открытый космос, только в этом случае космос скрыт внутри человеческих клеток. Наконец, уже в этом апреле швейцарские ученые впервые смогли полностью сгенерировать геном живого существа. Созданный при помощи новейших цифровых и биотехнологий, он открывает новую эру генетики — в будущем эти наработки позволят выращивать полностью синтетические формы жизни. Невидимое глазу устройство человека на клеточном уровне практически так же безгранично, как и наша галактика — интенсивные исследования ДНК продолжают открывать все новые секреты. Нередко именно с генетикой связывают будущее нашей цивилизации, ведь эта наука претендует не только на пугающее знание того, что делает человека человеком, но и на то, как это знание использовать: вылечить болезни вроде рака и СПИДа или менее известной, но столь же смертельной лейкодистрофии, распознать менее серьезные проблемы со здоровьем и заранее задать ключевые параметры человеческого зародыша. Кадр из фильма «Не отпускай меня» — экранизации книги Кадзуо Исигуро о клонах, которых выращивают ради органов Возможно ли собрать с нуля нового человека и загрузить его параметры, словно приложение на смартфон? Или превратить свое тело в идеальный мультитул, в котором не будет ничего лишнего? А как насчет главной мечты людей — бессмертия? Сейчас, когда генетика стоит на пороге революции, способной изменить всю жизнь на планете, самое время задуматься о том, насколько страшная сила зреет в лабораторных пробирках и не будет ли «мирный ген», по аналогии с атомной энергией, сочетать невероятные возможности с не менее губительной опасностью. Попробуем заглянуть в будущее. Мир из пробирки Этот престижный район выглядит как типичное поселение конца XXI века: под защитным куполом всегда стоит идеальная погода, белые дома утопают в зелени, небо заполнено беспилотными машинами и дронами. А что же люди? Вроде ничего необычного, но все они словно вылупились из одного яйца. Обитатели мегаполиса отлично сложены, у них развитая мускулатура, приятная внешность и примерно одинаковый возраст — отличаются только прически и цвет глаз. Еще до их появления на свет родители посетили специалистов в генетической клинике. После ряда ДНК-тестов перед ними словно пасьянс разложили медицинскую карту, список физических и ментальных характеристик и 3Д-модель внешности ребенка. Сначала самое важное: ярко-красным на упрощенной карте генома выделены гены, ответственные за предрасположенность к наследственным болезням от рака до психических заболеваний. А вот совсем яркая точка — рецептор, который является одним из основных путей попадания ВИЧ-инфекции в иммунные клетки. Эти участки ДНК будут подвергнуты «исцелению» в первую очередь. Ведь благодаря набору биотехнологических приемов генной инженерии человеку можно, грубо говоря, привить любую из ранее обнаруженных мутаций, хранящихся в памяти огромных генетических базах данных. После излечения смертельных болезней настанет черед ДНК-кода, мутация которого поможет замедлить старение, повысить иммунитет, укрепить сердце и другие внутренние органы. Дальше как в компьютерной RPG можно повлиять на интеллект и телосложение отпрыска и даже подобрать необходимый цвет волос или глаз. К примеру, за избыточный вес отвечают несколько сотен генов, один из которых добавляет носителям, в среднем, до трех лишних килограммов. Конечно, убрать все риски нельзя, но манипуляции с генами могут понизить склонность к ожирению, привить неприятие к алкоголю, резко увеличить выносливость человека и добавить ему множество других «скиллов». В свое время ученую мучил кошмар, в котором она заходит в комнату без света и видит спину неизвестного человека. «Когда он повернулся ко мне лицом, я с ужасом поняла, что это Гитлер и что он вызвал меня, чтобы обсудить новую технологию, в использовании которой он очень заинтересован», — рассказывала «Би-би-си» Дудна. Откуда такие ассоциации? Слишком уж хорошо на Западе помнят популярное около 100 лет назад учение евгеники, имевшее поклонников в высших слоях британского и американского общества. Именно эта теория о селекции человека органично перетекла в нацистское учение о расе сверхлюдей. Научиться лечить рак, СПИД и другие страшные болезни — великое достижение. Но как остановится и не пойти дальше: начать «исправлять» аутизм и другие схожие расстройства, а затем замахнуться на создание человеческого существа, которое будет заведомо умнее, сильнее и быстрее, чем гомо сапиенс? Имеет ли право человек считать себя не просто гостем, но хозяином этого мира и вмешиваться в его самые сокровенные процессы? На этот вопрос нам всем придется дать ответ и как можно скорее — пока отредактированные близнецы и создавшая их технология еще находятся в младенчестве. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Игра в бессмертие: как революция в генетике изменит человечество