Томские ученые научились быстро распознавать опасные лекарства

Как передает ТАСС со ссылкой на Министерство науки и высшего образования России, новая технология может прийти на замену современной хроматографии - весьма дорогостоящего метода, который к тому же требует от оператора оборудования высокой квалификации. В основе способа, который разработали сибирские и чешские ученые, лежит действие так называемых "зеркальных" молекул, очень схожих по строению. - В лекарственных соединениях один энантиомер может приносить пользу, а второй - вред. Чтобы быстро и эффективно обнаружить энантиомеры в лекарствах, ученые предложили использовать сенсоры на основе золотых пластинок с модифицированной поверхностью, специально написанное мобильное приложение и портативный рамановский спектрометр, - поясняют специалисты Минобра. Энантиомеры - молекулы, схожие по физическим свойствам и формуле, отличает направление вращения поляризационного света. Они являются словно зеркальным отражением друг друга. О том, что в лекарствах они могут быть опасны, стало известно в середине прошлого века: у детей, чьи матери во время беременности принимали снотворное талидомид, обнаружились врожденные пороки. Этот препарат был очень популярен в странах Европы, в США и Австралии. Однако с 1956 по 1962 год, по разным подсчетам, родилось до 12 тысяч детей с нарушениями. Первым громким случаем, который связали с действием снотворного, стало рождение девочки без ушей в одной немецкой семье. После длительных исследований препарат был отозван с рынка, а устрашающие последствия его приема вошли в историю как "талидомидовая трагедия". Эти события заставили многие страны мира ужесточить требования к лекарствам, теперь разработчики должны доказать, что энантиомеры в составе препарата не нанесут вреда. Для фармакологии проблема их быстрого обнаружения стоит очень остро. Совместная разработка томичей и чешских ученых предполагает нанесение на золотую пластинку, размером 1 на 2 сантиметра, молекул винной кислоты. Она сама по себе является энантиомером и служит "ловушкой" для схожих молекул других соединений. Свои исследования ученые проводили на препарате, который применяют при болезни Паркинсона. Каждый энантиомер винной кислоты захватывал различные энантиомеры лекарственного средства, что давало возможность их выявить. При этом для такого исследования необходима лишь капля вещества. Коллеги томских химиков из Праги разработали специальное мобильное приложение, которое определяет наличие энантиометров по выпуклости капли препарата.

Томские ученые научились быстро распознавать опасные лекарства